В продолжение кейса Прокудина.
Кузбасс в 2000-е годы был единственным регионом России, в котором губернатору позволили вырастить свой олигархический клан. В других субъектах РФ такие попытки жестко пресекались заходом в регион олигархов федерального уровня — Абрамовича, Дерипаски, Потанина и других. Им доставались самые крупные и лакомые активы на местах. Это считалось одним из элементов построения вертикали власти — не допустить появления крупных местных игроков.
Такая особенность Кузбасса была напрямую связана с личностью Амана Тулеева и его возможностями по отстаиванию своих и региональных интересов. Всего за несколько лет он создал в качестве своей экономической опоры около десятка, как тогда говорили, «эффективных собственников». В этой обойме можно назвать такие фамилии как Федяев и Гридин, Щукин, Зубицкий, Козовой, Лаврик, Прокудин, Николаев, Стариков, Юган.
Всех этих людей объединяют три момента. Они выросли на кузбасской почве, без помощи Семьи, без залоговых аукционов или дружбы с кем-нибудь вроде Чубайса. Они все были лояльны Тулееву. И все они устояли в тулеевскую эпоху под нажимом крупных федеральных игроков.
Теперь, в новую эпоху, их судьбы складываются очень по-разному. Хозяин «Южкузбассугля» Владимир Лаврик разбился на вертолете еще в середине 2000-х, а его сын сейчас флагман мусоропереработки на юге Кузбасса. Борис Зубицкий скончался в прошлом году, передав свое дело детям. Геннадий Козовой после аварии на «Распадской» продал свою долю акций шахты и отдалился от Кузбасса. Александр Щукин сидит в СИЗО по делу о вымогательстве миллиарда рублей в виде акций шахты «Разрез Инской». Назначив еще в 2008 году того же Щукина гендиректором УК «Заречная», растворился в медиапространстве и судя по всему отошел от дел Александр Стариков.
На плаву из крупных бизнесменов первого тулеевского призыва остаются Николаев, с его шлейфом из скандалов вокруг нарушения границ поселенийугольными разрезами. И Федяев, сумевший встроиться в новую эпоху и найти общий язык с новым руководством региона.