Цена бензина в России напрямую связана с мировыми ценам на нефть. Растет нефть в цене — российский бензин дорожает, падают цены на нефть — российский бензин дорожает. Такая вот связь. А виноваты во всем независимые АЗС, объяснил всем глава Роснефти Игорь Сечин. В резонанс с Игорем Иванычем бахнули топовые телеграм-каналы: независимые АЗС в регионах связаны с губернаторами, силовиками и криминалом, поэтому и цены все время повышают.
На примере Кузбасса, как модельного региона для России, судьбу региональных сетей АЗС можно проследить очень отчетливо. Их расцвет пришелся на 90-е и нулевые годы. Тогда владельцами автозаправок оказывались самые разные люди. Например, несколькими АЗС владел декан филологического факультета Кемеровского государственного университета по фамилии, представьте себе, Сурков. Другими сетями владели бандиты. Третьими друзья силовиков или больших чиновников. И все вместе они заседали в региональном «Союзе владельцев АЗС». Зрелище достойное. Даже свой журнал выпускали.
Самыми заметными кузбасскими сетями заправок были «Кем-ойл» Александра Югана и «Перекресток-ойл» Николая Карманова. С губернатором не имел тесных связей ни один из них. А насчет бандитов… ну, тогда других бизнесменов почти не было. Зато потом все стали порядочными и вступили в «Единую Россию».
Игорю Сечину было бы странно узнать, что топливо на независимых АЗС в Кузбассе часто стоило столько же, сколько и на заправках Роснефти или Газпромнефти. А иногда даже дешевле. При том, что покупать его приходилось у этих же Роснефти и Газпромнефти. Секрет был в доле нелегальных закупок, но вслух это никогда не проговаривалось. Так или иначе, независимые АЗС в регионе могли существовать только до тех пор, пока это позволяли топливные гиганты.
Теперь пора затянуть пояса.
В 2016 году появились публикации, что Александр Юган «вышел из нефти, чтобы заняться мясом». «Кем-ойл» был удачно приобретен по такому случаю Александром Говором и его «Нефтехимсервисом», тогда уже вовсю строившим Яйский НПЗ. Сейчас эта же сеть заправок работает по франшизе «Лукойла». А Говор — один из немногих «керосинщиков», кто входил в круг доверенных лиц губернатора. Поэтому он и смог начать самый масштабный проект в кузбасской нефтянке — построить нефтеперерабатывающий завод.
«Перекресток-ойл» все еще заправляет кузбассовцев под своим брендом и руководством Николая Карманова. Сверхдоходы 90-х и нулевых видный единорос Карманов потратил патриотично: открыл в Кемерове первый и единственный в России пивной ресторан немецкой сети “Hofbrau”. В далеком 1923 году именно в пивной “Hofbrau” в Мюнхене была организована попытка государственного переворота, вошедшая в историю Германии как Пивной путч. Руководил восстанием молодой венский художник с никому тогда не известной фамилией Гитлер. Впрочем, сейчас “Hofbrau” в Германии это демократичное заведение для больших компаний с традиционной кухней. В Кемерове его преподносят как элитарное, а в том же здании, где находится ресторан, Карманов планирует открыть стрип-клуб. Здание для Карманова на нефтяные деньги 90-х построил бывший замгубернатора по строительству Антон Сибиль. Кстати, на Николая Карманова работает сейчас и бывший главный кемеровский единорос Александр Курасов. Когда, по плану Сечина, региональные АЗС окончательно задушат — они, видимо, тоже «уйдут в мясо»: ресторанное и стриптизное. К этому все готово.
А легче всех простился с родными бензоколонками тот самый декан филфака Сурков. Продал их еще когда бизнес был на взлете и получил настоящую цену, а не то, что за АЗС предлагают сейчас.
Таким образом окончательное решение вопроса независимых АЗС в Кузбассе не станет потрясением для их владельцев. Как повышение монополизации рынка скажется на ценах для простых кузбассовцев — еще увидим.