С 31 января уходит в отставку уполномоченный по правам человека при губернаторе Кемеровской области Николай Волков.
Большинство кузбассовцев вообще не в курсе, кто это такой. Но этот человек существовал. Более того, он просидел в должности областного омбудсмена 17 лет. Это почти ровесник Амана Тулеева по сроку нахождения на посту!
Волков в определенном аспекте настолько эпичен, что даже заслужил упоминания в Википедии. В статье о региональных уполномоченных по правам человека Николай Волков приводится как пример в разделе «Несменяемые региональные уполномоченные». Его конкурентом по несменяемости среди региональных омбудсменов России является только один человек — Татьяна Мерзлякова из Свердловской области. Она защищает права людей при свердловском губернаторе тоже с 2001 года.
Секрет чиновного долгожительства Волкова один: в конфликтах граждан с органами власти он всегда защищал власть. Не стесняясь доводить свою позицию до крайностей.
Причем, курса этого он придерживался изначально. Например, еще в середине 2000-х годов Николай Волков встретился с группой кузбасских инвалидов и шахтеров-регрессников, которые объявили голодовку из-за сокращения регрессных выплат и переаттестации их групп инвалидности на более легкие. Волков прочел голодающим лекцию о пользе голода и посоветовал пить травяной чай. Подобными вещами кузбасский омбудсмен обычно и ограничивался. Поэтому жители Кузбасса, попав в беду, готовы были обращаться в политические партии, благотворительные фонды, к крупному бизнесу и чиновникам, но не к уполномоченному по правам человека. Даже кузбасские журналисты почти не брали у Волкова комментариев по проблемным ситуациям в Кузбассе. Публикации омбудсмена в СМИ появлялись не каждый год.
Это и было причиной бесконфликтности, которая сопровождала всю правозащитную карьеру Николая Волкова.
И конец ей положил первый же конфликт.
Как рассказывают в коридорах областной администрации, Волков зачитывал итоговый доклад по правам человека за 2018 год на губернаторском совещании. Сергей Цивилев потребовал от него не мямлить, а высказаться коротко и по существу — по всем основным проблемам. По существу оказалось невозможно: содержательность в докладе, как обычно, отсутствовала — раньше это приветствовалось. Короткая перепалка привела к заявлению «по собственному».
Кто придет в кузбасские омбудсмены вместо Волкова — еще неизвестно, но всю правозащитную работу в регионе этому человеку придется выстраивать с нуля.