Уголь стремительно падает на мировом рынке
Очередной виток тучных лет завершился, угольную отрасль ждет стагнация. Эксперты говорят, что низкие цены могут держаться 3-5 лет.
Тонна угля на мировых биржах сейчас теряет в цене около 0,5 доллара в день. Это, прежде всего, связано с тем что Китай — основной потребитель кузбасского угля — практически перестал его покупать.
Бюджет Кузбасса на 2019 год составляет почти 130 миллиардов рублей. Это тот самый первый в истории бездефицитный бюджет региона, о котором много писали в СМИ. Бюджетные доходы от налога на добычу угля в 2019 году запланированы в размере 61 миллиарда рублей. То есть, уголь — почти половина кузбасского бюджета.
По размеру угольной доли в кузбасском бюджете можно оценить квалификацию местных экономистов. Так, уже на 2020 год угольных денег в бюджете Кемеровской области запланировано всего 55 миллиардов рублей. В бюджете региона заложена изначально низкая цена на уголь. Планировалось, что дополнительные доходы будут освоены отдельно и это всегда приятная процедура. Будут ли дополнительные доходы в этом году в бюджете, неизвестно. Если ничего не изменится, то вряд ли.
Жители Кузбасса могут подумать, что единственным для них плюсом в такой ситуации станет уменьшение объемов добычи. Ведь спрос на уголь падает, зачем добывать больше? Спешим разочаровать: у всех кузбасских компаний запланирован только рост добычи, причем существенный — чтобы большими объемами компенсировать падение цены и сохранить а то и расширить рынки за счет падающих соседей. Более вероятно, что в такой ситуации станут экономить на зарплатах и экозащите 🙂
На фоне падения цен, возможно, продолжится заход новых игроков в регион.
Мы уже сейчас видим очередь желающих войти в Кузбасс со своими экскаваторами. Гуцериев почти купил «Кузбасскую топливную компанию». Донбасский бизнесмен Курченко присматривается к «Стройсервису». Выходец из «Роснефти» Худайнатов строит планы по освоению кузбасских угольных пластов. Для крупных игроков падение угольных цен означает не столько потери, сколько возможность дешевле купить новый актив.
Есть в этом процессе и социально-политическое измерение. Дрессированные угольные олигархи прошлых лет получили свой бизнес в лихие 90-е из рук областной власти и поэтому были перед ней в неоплатном долгу. Когда их нагибали ради социальных проектов и вложений в «благотворительные» фонды — они послушно доставали кошельки. Как себя будут вести огромные сырьевые структуры, для которых Кузбасс не центр их бизнеса, а окраинный филиал — сказать сложно. Многое будет зависеть от позиции губернатора Цивилева. Очевидно, компании будут сворачивать социальные программы у себя на предприятиях. И здесь тоже важно, какой месседж отправит им областная власть. За тучные годы у них безусловно сформировалась подушка безопасности. И очередной кризис не будет критичным.