Про Алтайский край пишут, что там бывшие и действующие региональные начальники прибрали к рукам самое выгодное местное предприятие — «Кучуксульфат» (https://t.me/russica2/14129). Полторы тысячи работников и два миллиарда чистой прибыли в год.
Смена губернатора не изменила хозяйственную специализацию местных элит — могут констатировать Бузотеры. Эти ребята по-прежнему видят цель жизни в чиновничьем рейдерстве и рассчитываются друг с другом не деньгами, а предприятиями.
Яркий пример алтайского стиля — алтайский бизнесмен, депутат и краевой вице-премьер Анатолий Банных, известный тем, что три раза разбивался на вертолете во время браконьерской охоты (третий раз окончательно).
Банных начинал с того, что в 1990-х носил портфель мэра Барнаула Владимира Баварина: работал формальным собственником крупных алтайских предприятий (например, «Барнаултрансмаша»), которыми на самом деле владел мэр. В 2003 году Баварин не справился с управлением своего «Лэндровера», и Банных мгновенно оказался хозяином всего незаконного баваринского наследства.
Талант Анатолия Николаевича проявлялся в умении перепродавать активы. Всегда с большой прибавкой в цене. Например, он в свое время продал группе «Эвалар» алтайский медийный холдинг за 800 миллионов рублей (ИА «Банкфакс», сайт «ПолитСибРу», телеканал «Город»). Вероятно, это рекорд России по сумме, выплаченной за пакет провинциальных СМИ.
Но самое интересное в истории успеха Банных это покупка компании «Алтайкрайэнерго». Энергосистема Алтайского края еще в 2000-х годах была разделена. Одно «Алтайкрайэнерго» занималось обслуживанием электросетей, а другое «Алтайкрайэнерго» собирало плату с граждан и предприятий за поставленную по этим сетям электроэнергию. Прибыльным было только одно из них, второе строго убыточное (край до сих пор пытается всучить его государственной «МРСК Сибири»). Это прибыльное «Алтайкрайэнерго» Анатолию Банных предложили купить за символическую плату в качестве отступного: чтобы он не лез за своей долей в «работу с предприятиями» губернатора Карлина и его окружения.
Банных согласился, но в скором времени, как известно, решил в очередной раз слетать на охоту — на Телецкое озеро. Летел бы в Дюссельдорф, как сенатор Карлин, и сейчас продолжал бы владеть своим кусочком Алтая.