Миллион тонн зерна был одним из самых устойчивых кузбасских экономических мифов
Много лет подряд достижением Кемеровской области считался факт сбора миллиона тонн зерна. «Мы сами себя обеспечиваем хлебом!» — говорилось по этому поводу с самых высоких областных трибун. Само собой подразумевалось, что для обеспечения Кузбасса хлебом нужно вырастить и собрать этот самый миллион.
В то же время, люди вовлеченные в хлебопекарный бизнес или просто наблюдательные могли легко заметить, что значительные объемы зерна и муки Кузбасс закупает извне. В первую очередь на Алтае. А как же самообеспечение?
Легко обвинить прежнюю кузбасскую власть во вранье. Ведь статистика показывает, что не было миллиона ни разу. Но все сложнее.
При всем желании мы не сможем вспомнить, чтобы о пресловутом миллионе тонн говорили как о пшенице. Или хотя бы пшенице и ржи. Всегда использовалась стандартная обтекаемая формулировка «миллион тонн зерна».
Финт заключался в том, что специально ради громкого лозунга в Кузбассе объединяли зерновые культуры с зернобобовыми (горох, фасоль и т. п.). И при таком объединении урожай получался даже чуть больше миллиона тонн по весу. Например в 2018 году вышло 1,1 миллиона тонн. Но пшеницы в нем было гораздо меньше миллиона.
Объединение зерновых с зернобобовыми это вполне допустимая вещь с точки зрения статистики еще советских времен. Логический маневр имел место в сфере пиара. А что он не бился с показателями пищевой промышленности — об этом было не принято говорить.
Кстати, последние несколько лет сельское хозяйство Кузбасса переживает затяжной спад по всем основным показателям. За один лишь прошлый год поголовье коров в регионе сократилось на 8%. Производство молока и яиц упало на 3%. Проблемой эксперты называют отсутствие инвестиций.