Население Сибири и Дальнего Востока постоянно увеличивалось, примерно, со времен изгнания неандертальцев хомо сапиенсами из Денисовой пещеры на Алтае. Тенденцию сломал 1991 год, когда народ из азиатской части России побежал в европейскую. С тех пор, уже тридцать лет, не было ни одного года, когда тенденция изменилась бы. Но власть каждый раз, когда обнаруживает этот факт, начинает косплеить блондинку из анекдота: «Что я уже только не делала с этой машиной! И по колесам пинала, и капотом хлопала, и матом ругала — не едет!» У нас приняты госпрограммы по развитию Сибири. Есть даже целое министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики. А неблагодарный народ все равно едет из-за Урала на ПМЖ в Москву, Питер, Краснодар, Калининград, а то и вообще в страны НАТО.

Как говорится, рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше. Жизнь в промышленных регионах Сибири и Дальнего Востока тяжелая. Ее тяжесть практически никак и никем не компенсируется. «А если нет разницы, зачем платить больше?» — задаются сибиряки законным вопросом. И предпочитают примерно тот же уровень зарплат, но поближе к морю, цивилизации и газификации. Если не для себя, то для своих детей.

Если разбирать по пунктам, то основные таковы:

1. Климат.
Вопреки распространенному предрассудку, сибиряки не любят холод и сильно устают от долгой зимы и, временами, фактического отсутствия лета. Суровые погодные условия изнашивают организм, вызывают депрессии и вынуждают к лишним тратам — на теплую одежду и отопление жилья. Чтобы поддержать человека в таких условиях, ему нужен полноценный отдых, желательно с выездом в теплые края всей семьей. Для большинства сибиряков это запредельно дорого. Особенно, если в семье два-три и больше детей. А отдыхать на месте — негде. Разве что в торговых центрах, но см. «Зимнюю Вишню».

2. Здоровье.
Мало того, что климат давит, так еще и «социальные болезни» процветают, чем дальше от Москвы, тем сильнее. Шанс заболеть туберкулезом, ВИЧ или вирусными гепатитами тем выше, чем дальше вы едете на восток за Урал. При этом самая обшарпанная больница в любом сибирском городе — туберкулезный диспансер. Самое малофинансируемое направление профилактики — против ВИЧ. А лечить хронические гепатиты вообще не принято — слишком дорого.

3. Экология
Велика Сибирь, а от промышленных предприятий деваться особо некуда. Наносимый ими вред «компенсируется» в рамках так называемых «социальных программ» — когда завод, круглый год отравляющий людей, время от времени ставит где-нибудь в городе детскую площадку или хоккейную коробку. Показательна тема переработки мусора: скандалят вокруг вывоза и сортировки бытовых отходов обычных граждан, но про гораздо более опасные отходы промышленных предприятий и их переработку молчат.

4. Ну, и наконец, главное. Доходы. Все вышеперечисленное можно было бы почти полностью компенсировать самыми обычными деньгами в карманах людей. Чтобы они могли хорошо питаться, ездить отдыхать, проходить восстанавливающее лечение и оплачивать будущее своих детей. Повышение доходов в разы — это самый простой и надежный способ удержать людей в Сибири. Но почему-то каждый раз обсуждают и предлагают что угодно, кроме этого.