#федералка

«Ведомости» пишут, что голосование по поправкам в Конституцию 22 апреля в Москве будет проходить не только на участках, но и в электронной форме.

В прошлый раз (эксперимент на выборах в Мосгордуму на нескольких участках) электронное голосование подвергалось резкой критике и наблюдателями, и представителями оппозиции. Неполадки были, но на то он и ограниченный эксперимент, чтобы выявлять ошибки. На общий результат по округам они не повлияли, зато дали возможность обкатать технологии.

За электронным голосованием – будущее во всем мире, в том числе и в России. Начнем с того, что при открытом коде, доступном техническим специалистам-наблюдателям от всех сил, участвующих в выборах, фальсификации будут стремиться к нолю. Это важный элемент и доверия к выборам в целом, и приведение избирательного процесса в порядок.

Второе – реальность сегодня такова, что большой процент наших граждан временно пребывает за пределами своих территорий и избирательных участков, к которым приписаны по факту регистрации. Только одних вахтовиков, работающих на Севере – под миллион человек. А еще миллионы людей во время выборов находятся в командировках, в отпусках в других регионах, да и просто в гостях. По факту миллионы людей в России каждый раз технически лишены возможности голосовать на региональных выборах.

Третье. Электронное голосование резко снижает бюджетную и трудовую нагрузку. Однажды потратившись на технические основы таких выборов, дальше можно экономить миллиарды рублей (к примеру, предстоящие выборы по поправкам в Конституцию обойдутся в 14 млрд. рублей). Сотни тысяч людей работают на выборах в качестве членов избирательных комиссий (в том числе и с переносными урнами, ходя по домам, больницам, труднодоступным поселениям). Везде, где есть интернет, можно наконец-то перестать гонять этих сотрудников избиркомов.

Повторимся, мир все равно придет преимущественно к электронному голосованию. Как мы пришли к электронным платежам, хотя двадцать лет назад их критики тоже уверяли в том, что и системы рухнут, и будет сплошной обман и мошенничество. Возможно, Россия даже станет одной из первых стран в этом процессе. Нам хочется в это верить. А также верить в то, что наши системы избирательного hi-tech пойдут и на экспорт.