Впервые в России владелец крупного сырьевого бизнеса рискует лично ответить за экологические нарушения. Арбитражный суд Кемеровской области признал местного угольного магната Николая Королева соответчиком по делу № А27-23054-3/2017.

Речь о том, что его углеобогатительная фабрика «Щедрухинская» «щедро» обогатила ядовитым мышьяком реку и почву в Новокузнецком районе. А Королев получил после этого прозвище в народе — Олигарх Смерть. Природоохранная прокуратура доподлинно установила, что десятки гектаров полей стали представлять опасность для человека и животных. Фабрике начислили по самой минимальной шкале штраф 167 млн рублей. А дальше начались традиционные для местных нечистоплотных угольных князьков танцы с бубнами: «Щедрухинская» ушла в банкротство перерегистрировалась, сменила название. И выставленный ей прокуратурой штраф в 167 млн остался неоплаченным. Но что-то пошло не так. Уже в 2018 году невыплатой этого долга заинтересовалась Генпрокуратура РФ. А в феврале 2020 года Арбитражный суд признал Николая Королева соответчиком: некоторые участники процесса дали показания, что незаконное складирование опасных отходов и уход от ответственности выполнялись по личному распоряжению владельца «Топпрома».

Сейчас власти Новокузнецкого района не знают, что делать с отравленной Королевым землей. Очистка от мышьяка десятков гектар пашни и местной речки стоит космических денег. Пытаются раздать землю бесплатно, но никто не берет: никому не нужна земля, которая убивает.

Королев последнее время часто появлялся в областной администрации и мэрии Новокузнецка, пытаясь разрулить эту историю. Новокузнецкий мэр, по-приятельски, не стесняясь особо, лоббирует получение им новых угольных участков — для добычи угля прямо в черте города.Звонит в Роснедра и отправляет туда письма за собственной подписью, чтобы конкурс на участок выиграл Королев. Бэкграунд в виде ядовитого мышьяка, уголовных дел и оперативно появившихся кипрских оффшоров глава муниципалитета счел несущественным. Ведь он лучший друг Олигарха Смерть.

Но влиятельные покровители в областном правительстве и мэр могут не помочь. Ощутив себя на прицеле у генпрокуратуры, Королев подумывает об эмиграции: оффшорная подушка была заблаговременно подготовлена. Но надо учесть, что хозяин «Топпрома» рассорился с влиятельными акционерами «Кузбассразреугля», обокрав их на 2,5 млрд рублей махинациями с угольным концентратом. По этой теме на Королеве висят сразу два уголовных дела. А за такие деньги могут и с Кипра вернуть.