Почти все экономисты обещают России рост безработицы до 15% рабочей силы (пессимисты – и до 20%, т.е. до 15 млн. человек).

В связи с этим неизбежно возникнет вопрос: а что теперь делать с трудовыми мигрантами, в основном выходцами из стран бывшего СССР? Их завозили сюда в благоприятные годы с тем оправданием, что у нас существует дефицит рабочей силы. Для некоторых отраслей с невысокими зарплатами и ненормированным рабочим днем, для не слишком престижных профессий это было оправдано. В той же Москве не только местные жители, но и россияне из соседних регионов не очень охотно шли в таксисты, строительные рабочие и дворники.

Но что будет сейчас, при таком росте безработицы? Россияне, вероятно, начнут вытеснять из такси и строек выходцев из Узбекистана или Киргизии. Российскому правительству, главам регионов (в первую очередь двух столичных агломераций, т.е. четырех субъектов федерации) неизбежно придется отвечать на этот запрос сограждан.

Но тогда возникает другой вопрос. Куда отправляться трудовым мигрантам из регионов? А речь ведь идет о миллионах гастарбайтеров. По разным оценкам, только из стран Средней Азии приехали трудиться в Россию не менее 4-5 млн. человек (некоторые эксперты говорят о 6-6,5 млн.). Отправить значительную их часть обратно домой? Тогда как это отразится на внутренней политике их стран? Во многом политическая стабильность стран Средней Азии держалась на том, что они выталкивали избыточную молодежь в Россию.

Также эти трудовые мигранты обеспечивали выживание своих стран. Например, денежные переводы трудовых мигрантов (в основном из России) составляют 30-35% ВВП Киргизии и Таджикистана. Речь идет о миллиардах долларов ежегодно. До сих пор мы не видим никаких попыток хотя бы проанализировать эту ситуацию. Но проблему-то все равно придется решать.