Одним из главных вопросов после окончания карантинов станет «Сохранится ли цифровая слежка?» На наш взгляд, сохранится не слежка, но сама система контроля.
За полтора месяца в той же Москве проведена беспрецедентная «перепись населения». Миллионы людей добровольно сообщили свои фактические места проживания. А они часто не совпадают с регистрационными данными. Как это будут использовать власти? Например, вполне могут заинтересоваться данными налоговики, не живут ли по «фактическому адресу» арендаторы квартиры, чей хозяин не платит налоги за сдачу жилья.
Создана и приличная фотобаза лиц, которая будет дальше пополняться и совершенствоваться. Этому способствовала привязка транспортной карты «Тройка» к конкретному человеку, чтобы его смогла зафиксировать камера на турникете в метро.
С одной стороны, как мы уже знаем из опыта последнего времени, распознавание лиц при развитой системе видеокамер в городе позволяет быстрее и качественнее раскрывать преступления, а также профилактировать их. Известно, что на хорошо освещенных улицах, оборудованных камерами, на десятки процентов падает уличная преступность – потенциальный правонарушитель понимает, что его можно будет идентифицировать. Т.е. тут система работает в интересах общества.
С другой стороны, ни мы, ни другие страны так и не создали пока ни правовую, ни этическую систему, которая регламентировала бы новое вторжение в частную жизнь. Этого конфликта интересов не избежать.