Экологическая катастрофа с разливом топлива в Норильске прошла почти незамеченной в СМИ, зато всколыхнула политический сегмент Телеграма. Как это часто бывает в последнее время, точкой сбора мнений (несколько десятков каналов) на этот счет стал Незыгарь.
Отойдем от персональной вины Потанина в этом деле. Она, безусловно, есть, но катастрофа – продолжение той политики, которая есть в любом монопроизводственном городе, особенно на Севере и в Сибири. С самого начала обустройства этих мест принцип управления был построен на монопольном хозяйственном управлении главного лица предприятия. Это означало фактическую независимость от центральной власти. Так было с владениями купцов Строгановых, затем с -а начальниками лагерей ГУЛАГа, потом – с советскими директорами, сегодня – с олигархами. «Закон тайга, медведь хозяин», «Москва далеко, ты здесь царь и бог».
Как исправить такую бесконтрольность фактических хозяев моногородов? Над этим стоит поломать голову. Триста лет такой практике в России, и ничего пока толкового не придумано. Вероятно, надо пойти по пути американской Аляски и северной Канады, где тоже хватает злоупотреблений лесных и золотодобывающих компаний, нефтяных концернов. Это – независимые СМИ и НКО. Четвертая власть. Хорошо бы в российских условиях – финансируемые из федерального центра (на те же президентские и правительственные гранты), чтобы не зависеть финансово от владельцев города и предприятий. По сути, о катастрофе в Норильске нам первыми рассказали как раз независимые экологи.