Коронавирус идет на спад, а экономический кризис – наступает. В российской промышленности началась рецессия и кадровый голод, а регионы «накопили» долгов на 147 миллиардов рублей.

Росстат сообщил о снижении промпроизводства в июне на 9,4%, что фактически повторило майский спад. Производство в России снижается с четвертого квартала 2019 года. И сегодня это уже рецессия, которую называют предтечей кризиса.

Усугубляет ситуацию нехватка рабочих рук, которую промышленники временно преодолели только в начале пандемии. Июльский анализ Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования заключает, что на рынке труда в производстве ситуация ухудшилась. Всех, кто был востребован, на работу уже взяли, а новых специалистов в стране попросту нет.

Рецессия в промышленности погрузила регионы в долговую яму. Местные бюджеты лишились большей части налоговых доходов, а расходы наоборот пришлось увеличить – борьба с коронавирусом обходится дорого.

В особо сложной ситуации по итогам апреля и мая оказались 37 из 85 регионов. На первых местах по падению доходов Ямало-Ненецкий автономный округ (-49%) и Красноярский край (-44%). Главная проблема – недоборы налога на прибыль, который в основном платила промышленность. Самые пострадавшие регионы по этому налогу – Тува (-83%) и Красноярский край (-80%).

За январь-май 2020 года бюджетный дефицит в российских регионах вырос до 147 млрд. рублей — более чем в 10 раз к 2019 году. Пока есть финансовая поддержка из федерального центра, не все так страшно. Но к концу года наступит время оплаты госконтрактов, и бюджетный дефицит может стать еще больше.