На хребте Удокан в Забайкалье начинают добывать медь. В этом году крупнейшее в Евразии месторождение вскроют и очистят от попутной породы. Построят дороги, подготовят отвалы для открытых горных работ. Карьер должен будет давать по 12 млн. тонн медной руды и до 125 тысяч тонн меди в год.
Оператором разработки выступают Байкальская горная компания, входящая в холдинг «USM» Алишера Усманова. Она построит в 30 километрах от ПГТ Новая Чара на Байкало-Амурской магистрали горно-металлургический комбинат, где будут выпускать катодную медь и медный концентрат. Запасы Удоканского месторождения составляют порядка 26 млн. тонн меди. Их должно хватить, как минимум, на 50-60 лет.
Усманову повезло. Удоканский хребет расположен в глухом районе Забайкалья, вдали от крупных городов. Значит, риск протестов среди местных жителей – минимальный, они скорее будут рады новым рабочим местам. Но разработка меди серьезно вредит экологии и загрязняет реки и водоемы. А российские миллиардеры экологией особо не заморачиваются – разве что на уровне деклараций.
На Урале, к примеру, каждый новый медный карьер автоматически превращается в «горячую точку» с протестами местного населения. Реки Северного Урала необратимо загрязнены Русской горно-металлургической компанией Андрея Козицына. Стоит вспомнить и многолетнюю войну жителей Челябинска с Русской медной компанией (РМК) еще одного миллиардера Игоря Алтушкина — против строительства Томинского Горно-обогатительного комбината. Жители Башкортостана тоже выступают против РМК, прицелившейся на месторождение меди в Абзелиловском районе республики. Под угрозой снабжение питьевой водой региона с 500-тысячным населением, включая два города — Магнитогорск и Сибай.
Кстати, экологический риск Удокана тоже есть. Он заключается в возможном загрязнении рек, впадающих в Байкал. Пока представители Усманова о сбережении Байкала не высказывались.