Лес уходит под федеральный контроль. Регионы не смогли навести порядок в управлении лесными ресурсами: пожары, коррупция и черные лесорубы истощают ценнейшие природные активы страны. Так что управление лесной отраслью, скорей всего, полностью перейдет к Рослесхозу, который преобразуют из агентства в отдельную службу
Общая конструкция контроля над лесом еще обсуждается федеральным правительством. Но конкретные решения уже есть: в нескольких регионах с 2021 года появится должность федерального лесного инспектора, которому передадут все региональные функции в части управления лесами.
Перечень таких экспериментальных регионов определит Рослесхоз. Можно не сомневаться, что там окажется большая часть Сибирского федерального округа. Тут и запасы древесины внушительные (около 36 млрд кубометров), и с порядком беда. Так, в сентябре следком задержал экс-министра лесного хозяйства Красноярского края Димитрия Маслодудова. Он обвиняется в коррупции и лоббировании интересов лесозаготовительной компании своего родного брата. И это лишь один из ярких примеров того, как «берегут» лес в Сибири.
У федерального центра нет единой лесной базы данных. Регионы злоупотребляют своим правом не тушить пожары в труднодоступных участках – на это не раз обращали внимание экоактивисты. Черные лесорубы добывают лес на неучтенных делянках и под видом фиктивной санитарной вырубки. В итоге серый и черный экспорт древесины растет, а площадь тайги – сокращается.
Остановить лесной беспредел должен запрет на экспорт необработанной древесины с 2022 года, повышенные пошлины и система ЛесЕГАИС. Она будет контролировать все сделки с лесом от заготовки до продажи и начнет работать в пилотном режиме с января 2021 года. Добавит порядка и единый электронный реестр лесов. Очевидно, составлять его будут те самые федеральные лесные инспекторы под руководством Рослесхоза. Главное, чтобы они не заблудились на бескрайних просторах тайги и не запутались в коррупционных схемах.