Еще не построенный иркутский крематорий напоминает шкуру неубитого медведя. Мэрия предлагает площадку в два гектара в городском поселке Вересовка. Депутаты гордумы Иркутска против: говорят, это отрицательно скажется на развитии Ленинского района. Народные избранники настаивают, чтобы крематорий строили в Иркутском районе, где возле деревни Малая Еланка тоже есть подходящие площадки
Мнение инвесторов, где лучше строить крематорий, неизвестно. Как и вообще, есть ли таковые. Это дорогостоящий проект: например, в Перми еще десять лет тому назад начали строить крематорий на бюджетные деньги, потратили почти 200 млн руб., но не достроили. Денежных частных инвесторов тоже найти не получилось. В итоге достраивать будут все же на деньги городского бюджета. Но при грамотном планировании и достаточном объеме оборотных средств этот бизнес, безусловно, окупается и приносит прибыль.
Примеры тому есть как раз в Сибири. В Новосибирске первым делом (в 2003 году) появился частный кремационный комплекс, сейчас в нем ежегодно кремируют до пяти тысяч умерших. А в 2014 году в городе открылся муниципальный крематорий. Существует проект строительства комплекса кремации в Кемерове, но он пока не реализован. Работают крематории в Новокузнецке, Норильске и Барнауле. Всего в стране подобных учреждений 27, и расположены они в 23 городах, преимущественно в европейской части.
Губернатор Иркутской области пообещал, что вернет Иркутску статус столицы Сибири. То есть, он хочет перенести столицу федерального округа из Новосибирска в Иркутск. С такими амбициями, конечно, надо бегом строить крематорий, чтобы не отставать в коммунальной инфраструктуре. Добавим, что с точки зрения загруженных кладбищ и вечной мерзлоты кремация – очень перспективное направление.