С нетерпением ждём второго действия пьесы о зарплате научным работникам из Новосибирска. Первое действие на президентском совете по науке и образованию получилось ярким и непредсказуемым. Прежде всего, для губернатора Новосибирской области Андрея Травникова и министра финансов Антона Силуанова, которым пришлось покраснеть. А также для главы минобрнауки Валерия Фалькова, которому придется все разгребать.
Анастасия Проскурина из Института цитологии и генетики СО РАН теперь звезда федерального масштаба. Неизвестно, планировала ли она заранее свой спич перед Владимиром Путиным или все это женская непосредственность. Но теперь зарплата сибирских (да и прочих) ученых жарко обсуждается по всей стране: по майским указам президента обещали повысить в два раза, а заставили переходить на полставки!
Однако вся эта история больше похожа на секрет Полишинеля. То есть, вообще-то ничего нового. Майские указы — хорошее дело, но бюджет не резиновый. К примеру, Счётная палата обнаружила, что после применения коэффициентов выравнивания финансирование нацпроекта «Наука» по итогам 2019 года сократилось на 23,8 млрд руб. Вот и получается, что «фонды сформированы», как говорит Силуанов, а на местах похимичили со ставками – и всё осталось, как прежде.
Вангуем, что проверки и разбирательства пройдут, условно виновных пожурят, зарплату научным сотрудницам чуть-чуть поднимут и отчитаются в СМИ. Тем более, говорят, что Проскурина сотоварки на самом-то деле получают не 25 тысяч рублей, а около 50. «Неделя-другая, и всё успокоится», как в знаменитом фильме «Обыкновенное чудо». И вряд ли эпизод на вчерашнем совете по науке у президента кардинально изменит денежное довольствие российских ученых. Зато блестяще отработана древняя пиаровская комбинация с царём и боярами.