Регионы Сибири продолжают снимать ковидные ограничения. Со следующего понедельника в Омской области заработают детские игровые комнаты и развлекательные центры, а также торговые павильоны площадью меньше 800 кв.м. Но март, как известно, период критический. И не только для людей с расшатанной психикой, но и для коронавируса. С приходом весны пандемия может либо окончательно пойти на спад, либо вспыхнуть с новой силой.

В новосибирском Федеральном исследовательском центре информационных и вычислительных технологий сделали прогнозы на основе Stringency index. Этот индекс описывает взаимосвязь эпидемий и карантинных мер на государственном или муниципальном уровне. Выводы такие: если ежедневно в Новосибирской области будут вакцинироваться по тысяче человек и ковидные ограничения сохранятся – третье волны можно избежать.

Однако модель расчетов не учитывает новые штаммы вируса и возможную потерю иммунитета у переболевших. Стоит наложить на это все пока невысокие темпы вакцинации и сезонный всплеск гриппа и ОРВИ, и картина получается весьма тревожная. Если третья волна будет, то пик ее придется на апрель-май, и в той же Новосибирской области будут выявлять по 200 заражений в день против сегодняшних 100.

С одной стороны, врачи переболели по нескольку раз и обладают уже крепким иммунитетом, а также поднаторели в развертывании ковидных госпиталей и оперативной терапии. С другой стороны – на оборудовании, лекарствах и экипировке для борьбы с COVID-19 пытались нагреться высшие медицинские чиновники. Об этом говорят громкие уголовные дела сразу против трех сибирских министров здравоохранения – в республике Алтай, Иркутской и Омской области. И страшные дни пика второй волны, когда не хватало койко-мест и аппаратов ИВЛ.

Учла ли все эти уроки система здравоохранения (вместе с профильными вице-губернаторами) и готова ли она к третьей волне? Вряд ли кто-ибо реально хочет это проверять. Но времени на перестроение врачебных рядов и подготовку к отражению новых штаммов COVID-19 уже почти не осталось.