Призрак укрупнения бродит над российскими регионами. Скользкая тема регулярно всплывает в заявлениях разнокалиберных чиновников и политиков. Накануне на круглом столе в НИУ ВШЭ ее поднял строительный вице-премьер Марат Хуснуллин. Видео с достаточно резкими заявлениями быстро удалили с YouTube-канала ВШЭ, но они уже успели разлететься по сети и вызвать реакцию на местах.
Так, губернатор Еврейской автономной области Ростислав Гольдштейн заявил, что что решение об объединении ЕАО с Хабаровским краем могут принимать только жители, а не федеральные чиновники. Хуснуллин упомянул как раз эти два региона, размышляя об укрупнении субъектов. Ясное дело, что глава ЕАО прямо намекнул на неудачную попытку слияния Ненецкого автономного округа и Архангельской области, которая провалилась именно из-за неприятия населения.
Впрочем, «личное мнение» вице-премьера Хуснуллина совсем не новое. Эти мысли давно витают во многих умах федерального правительства. Потому что вытаскивать со дна депрессивные регионы – неблагодарная работа, и лучше бы ее свалить на экономически сильные субъекты. Например, Тюменская область могла бы взять под опеку соседа – Курганскую область – в рамках агломерации. И таких «сильных и слабых» соседей по всей стране очень много.
Об укрупнении говорят не только в Москве. Например, депутат заксобрания Красноярского края Денис Притуляк в прошлом году предложил Туве войти в состав региона в статусе Кызыльского района. Так он ответил на территориальные претензии этой республики. В 2005 году после референдума об объединении Красноярского края с Эвенкией и Таймыром звучали весьма конкретные планы слияния Кемеровской области с двумя Алтаями. Но регион со смешным название Кузбалтай пока не появился.
Вполне вероятно, тема больших агломераций с центрами в лице экономически сильных регионов зазвучит с новой силой после осенних выборов. Так что высказывания Хуснуллина – это своего рода лыко в строку. То ли еще может быть.