Как мы и прогнозировали, лайфхак губернатора Приангарья Игоря Кобзева о пользе труда заключенных выстрелил в федеральном масштабе. Директор ФСИН Александр Калашников предложил организовать трудовые лагеря для осужденных на принудительные работы. Сделать это можно на крупных стройках, где не хватает рабочей силы и задействованы мигранты.
Символично, что предложение это прозвучало в Сибири, на координационном совете уполномоченных по правам человека в Красноярске. В СФО и стройки масштабные есть, и заключенных достаточно — особенно в Иркутской области, где они скучают и постоянно бунтуют. А мигранты обходятся дорого, и для них еще чартеры на родину надо организовывать.
В исправительных учреждениях страны сейчас сидят 482 тыс. человек. Из них право на принудительные работы имеют 188 тысяч: вполне себе трудовая армия. Калашников особо подчеркнул, что не собирается возрождать ГУЛАГ. Прилежным зэкам обещан труд в рамках общежития или съемного жилья (при желании — с семьей) и даже достойная зарплата. А еще можно будет оставаться жить в тех регионах, где трудился в лагерях. Хочешь-не хочешь, а исторические аналогии с известной эпохой XX века напрашиваются сами собой. Зато есть надежда, что население в Сибири перестанет убывать.
Кстати, у зэков и компания хорошая будет. Как минимум, на стройках по расширению Транссиба и БАМа. Туда планируют отправить пять студенческих отрядов из Иркутского госуниверситета путей сообщения. Молодежь задействуют в строительстве инженерных сооружений на станциях Куанда и Новая Чара, на участках Небель — Марикта и Слюдянка — Улан-Удэ. Еще одно «хорошо забытое старое», о котором вспомнили в Иркутской области.
Игорю Кобзеву впору объявлять благодарность за возрождение исторических ценностей в современной интерпретации. Мы понимаем, что история развивается по спирали, и второго ГУЛАГа, наверное, не будет. Но соседство студенческой и зэковской субкультур на стройплощадках может породить совсем не ту коллаборацию, на которую рассчитывают во ФСИН и в администрации Приангарья.