В полной тишине проходит 20-летие Конституции Республики Тыва. Свой основной закон этот регион принял 6 мая 2001 года. И дело не только в том, что сегодня в Туве официальный выходной, усиленный длинными «путинскими» майскими. Отмечать, в общем-то, нечего. Хотя история тувинских конституций заслуживает внимания.
В течение XX века их принимали аж целых семь раз. Все началось в 1921 году с образованием Народной Республики Танну-Тува. Кстати, в этом году в Туве еще и столетие государственности. Восьмая конституция отсекла статьи времен парада суверенитетов вроде права выхода из Российской Федерации и объявления войны, и в целом была приведена в соответствие с федеральным основным законом. А вот в 2010 году тувинскую конституцию, как и всю конфигурацию власти, подвергли серьезному секвестру (или кастрации, как говорят местные жители). Сделал это бывший глава республики, Шолбан Кара-оол.
«Верховный хурал по конституции в редакции 2001 года был двухпалатным, по аналогии с Федеральным собранием (Совфед и Госдума), — рассказывает политический деятель и экс-депутат парламента Тувы, Андриан Ооржак, — «Верхняя палата формировалась из представителей каждого сельсовета (сумона) и от каждого городского квартала и утверждала законы нижней палаты, которые на профессиональной основе создавали 32 депутата. Исполнительная власть формировалась парламентом, по результатам выборов и это были две независимые друг от друга ветви власти. После реформы Конституции 2010 года, хурал стал однопалатным и теперь он де-факто подчиняется правительству и главе региона. На постоянной основе сейчас работают только 9 депутатов — председатели комиссий и спикер. Они получают приличные зарплаты (от 100 тысяч рублей и более), пользуются всеми номенклатурными благами, и при этом уже не пишут, а просто принимают законы, спущенные из министерства юстиции. Это псевдо-парламент».
Известная журналистка Альмира Сенди в курсе всех событий в Туве и не припомнит особых торжеств по случаю Дня конституции: «Бывало, перед этой датой в школах и вузах проводили тематические лекции, а еще вручали новые паспорта юным тувинцам. По моему мнению, сейчас реально работает основная конституция – российская. А вот так, чтобы жители Тувы осознавали, что живут по тувинской конституции – такого нет».
По мнению депутата фракции ЛДПР (из двух человек) Верховного Хурала Тувы Эреса Кара-Сала, 6 мая, хоть и выходной, не является реальным праздником: «Это день принятия Конституции, которая была приведена в соответствие с федеральной. Тувинцы больше помнят Конституцию, принятую 21 октября 1993 года и до сих пор отмечают эту дату, совместив с Днем животновода Наадым».
Получается, федеральная вертикаль действительно свела к минимуму национальное (и государственное) самосознание в Туве. Для подавления сепаратизма это, пожалуй, было необходимо. Но косвенные последствия реформы Конституции 2010 года породили сепаратизм в местной власти — она окончательно отделилась от народа, регион стал стабильно депрессивным. И вот это никак нельзя назвать благом.