Губернатора Алтайского края Виктора Томенко можно поздравить с очередным пробитием дна. Его депрессивный регион с бюджетным дефицитом в 5,8 млрд рублей позволяет себе роскошь регулярно не осваивать и возвращать федеральные деньги в Москву. Например, туда отправились 600 миллионов, которые были выделены на обеспечение жильем детей-сирот в 2020 году.
Можно, конечно, предположить, что в Алтайском крае сироты закончились, или что им не требуется жилье. Но это не так. В очереди на жилье по состоянию на начало апреля числилось 6083 человека из числа детей-сирот, среди них 1102 надеются получить квартиры в Барнауле. Да, сироты убывают естественным образом – 11 человек умерли, не дождавшись жилья, 48 уехали в поисках лучшей доли в другие регионы.
Парадокс, но этой проблемы, ставшей поводом для скандалов и расследований на уровне федерального следкома, в крае могло и не быть. Деньги на квартиры для детей-сирот ежегодно выделяются из федеральной казны. В прошлом году в Алтайском крае из всех бюджетов на эти цели было выделено 1,211 млрд рублей. Но из 757 сирот-очередников 2020 года жилье получили только 247. Чиновники провалили программу и сумели освоить только 384 млн рублей. В соседней Новосибирской области за этот же период сиротам выделили 323 квартиры при субвенциях в 515,2 млн. руб.
Теперь директор подконтрольного краевому минстрою учреждения «Региональное жилищное управление» Евгений Котугин под следствием по уголовной статье за халатность. Говорят, по его указанию квартиры сиротам покупались только в крупных городах Алтайского края, где ограниченный рынок недвижимости. За первые три месяца 2021 года краевые власти, ускоренные критикой Александра Бастрыкина и активностью следкома, выдали сиротам 228 жилых помещений.
Додумаем за следователей: осваивали федеральные деньги плохо, потому что нечего (или сложно) было пилить. А ведь можно было просто работать, строить жилье и распределять его нуждающимся. Но этого здесь делать не умеют. Возвраты неосвоенных федеральных траншей здесь рутинное дело. В прошлом году мэр Бийска провалил программу благоустройства, вернул в центр около 20 миллионов рублей и остался при должности. По уровню компетенции местных чиновников Алтай все больше напоминает аномальную зону.