В игру за развитие Восточного полигона вступил тяжеловес Игорь Сечин. Глава «Роснефти» и ответственный секретарь президентской комиссии по ТЭКу, судя по всему, решил убить сразу двух зайцев. Подкорректировать свой профильный бизнес-процесс и заодно спасти от волокиты бородатый вопрос расширения мощностей РЖД в Сибири и на Дальнем Востоке.

Сечин направил письмо президенту страны Владимиру Путину с просьбой помочь в исполнении решений комиссии по ТЭКу от 2018 года, где записано, что к 2025 году через БАМ и Транссиб должно вывозиться 195 млн тонн угля. На письме уже стоит высочайшая резолюция «согласен», и оно отправилось на исполнение в правительство, которое уже ждет конкретных предложений от РЖД.

195 млн тонн угля в год через БАМ и Транссиб — очень амбициозная цель. До этого повсеместно звучал показатель в 180 млн тонн всех грузов к 2024 году. Однако после мартовского совещания у Владимира Путина по развитию угольного экспорта появилась возможность заявлять более высокие задачи. Но даже тогда назывались более скромные цифры: например, увеличение перевалки в портах Дальнего Востока с 52,3 (2020 г.) до 68 млн тонн (2024 г.) для Кузбасса.

Сейчас спрос на российский уголь в странах Азиатско-Тихоокеанского региона максимально высокий. Но РЖД слишком медленно исполняет поручения президента — не шевелились аж с 2018 года. Поэтому активность Игоря Сечина весьма кстати: а то бы все опять утонуло в бумагах. Формально глава «Роснефти» с угольным бизнесом никак не связан, но он всё равно заинтересован в снижении объемов перевалки угля в порту Тамань.

Дело в том, что угольные составы могут помешать движению нефтяных грузов в цистернах по железной дороге и проходу нефтяных танкеров через Босфор и Дарданеллы. А нефтяной рынок сейчас тоже на пике. Между тем, в 2020 году через Тамань было отправлено угля на 12,3% больше, чем в 2019 году и объемы поставок из Кузбасса увеличились на 26,5%. Происходит всё это по той же причине – недоразвитости Восточного полигона.