Красноярский край совсем забросил сейсмостанции, фиксирующие землетрясения. Между тем, от их работы во многом зависит жизнь и безопасность людей. В 2005 году в разных районах региона была сеть из 12 пунктов фиксации подземных толчков. Сегодня их осталось шесть, а реально работают всего три сейсмостанции.
На плачевное состояние хозяйства сейсмологов обратил внимание депутат краевого заксобрания Юрий Захаринский. Модернизация станций требует денег, но не таких и больших — 6 миллионов рублей. Тогда о сейсмособытиях можно будет узнавать раньше и хоть как-то подготовиться. А еще хорошо бы сделать апгрейд системы оповещения, чтобы о подземных толчках жители узнавали чуть загодя.
Последнее землетрясение 12 января, которое ощутили красноярцы, показало полный провал системы оповещения. Многие получили СМС спустя 2 часа после его окончания, а многие не получили вовсе. В МЧС потом заявили, что надежней звонить в службу 112, «и там все расскажут». Но далеко не все могут об этом догадаться, когда дом ходит ходуном.
В Кузбассе после разрушительного землетрясения в Белово (2013 год, 5–6 баллов) сеть пунктов наблюдения за недрами увеличилась с 8 до 17. И этот район трясет до сих пор — последние крупные толчки фиксировали в конце января. У Байкальского филиала «Единой геофизической службы РАН» 25 станций — там тоже опасная зона из-за крупного разлома литосферных плит. В Бурятии 10–12 сейсмостанций в дельте реки Селенга. Выходит, в целом передовой Красноярский край по этой части в аутсайдерах.
Сейсмостанции пока не позволяют предсказывать крупные подземные толчки. В истории известен лишь один случай удачного прогноза — Ляонинское землетрясение в Китае в 1957 году. Однако постоянное наблюдение все равно нужно. Как минимум для оперативного оповещения. Но пока большинству сибиряков остается уповать на высшие силы, да припоминать школьный курс программы ОБЖ.