Как кузбассовцы разгромили финских захватчиков под Кузедеево 400 лет назад — содержание одной из легенд, которую активисты-криптоисторики Кемеровской области пытаются сделать официальной. По примеру того, как почти два десятилетия назад пресс-служба одного из угольных предприятий придумала, что шахтерский город Прокопьевск связан со святым Прокопием Устюжским. Сейчас это, как факт, отражено даже в Википедии, а св. Прокопию поставлен памятник на въезде в город.
Новую попытку изменить историю Кузбасса совершил новокузнецкий педагог (Темный Сох по славянскому календарю — как он сам о себе пишет) Юрий Иванов. Юрий Павлович не Сох с горы, как вы могли подумать, а «включен в электронную энциклопедию «400 знаменитых новокузнечан».
Форсит новый исторический мем новокузнецкий же историк Андрей Полухин. Кто он по славянскому календарю — мы не знаем. Но вот какую легенду эти два персонажа пытаются увековечить: «Однажды племена дикой Чуди решили напасть на Кузнецкий град, подойти к нему тайными тропами и ударить так сильно и внезапно, чтобы победа была быстрой, а главное – неизбежной»
Спас будущую Кемеровскую область-Кузбасс татарский пастух Кузедей, напугав пришельцев умением стрелять из лука. За что в память о нем было названо село Кузедеево.
В официальной историографии Кузедей был шорским кузнецом, и ни с какой чудью не воевал. Потому что чудь — это племена балто-финского происхождения, живущие на севере Европы, примерно там где сейчас Санкт-Петербург и Финляндия. Ходить в поход на Кузнецкую крепость им было, мягко говоря, далеко и незачем.
Тем не менее, «татарскости» Кузедея и «чуди» есть вполне научное объяснение. Этноним «шорец» вошел в обиход относительно недавно, около сотни лет назад. До этого шорцы, как и хакасы, например, называли себя словом «дадар», то есть «татары». А Кузедеево известно как самое большое поселение вепсов — финно-угорской народности — за пределами их исторического ареала. Вепсы совершенно официально переселились в Кузедеево в 1930-х годах на волне раскулачивания из Ленинградской области. Они-то и принесли с собой легенды про «чудь», под которой подразумевали финнов, веками притеснявших там, в европейских северных болотах, мелкие родственные племена.
Но зачем иметь дело с реальностью, когда есть возможность творить историю из указательного пальца, как делают это Иванов и Полухин. Вангуем, что защита Кузнецкой крепости от финских захватчиков еще в школьные учебники войдет.