Барнаульский аэропорт стал яблоком раздора между прокуратурой и правительством Алтайского края. Планы по продаже контрольного пакета акций АО «Авиапредприятие «Алтай» холдингу «Новапорт» обернулись противостоянием прокуроров и регионального минтранса. А еще все это похоже на очередной эпизод раздела рынка региональных аэропортов между структурами Олега Дерипаски, Виктора Вексельберга и Романа Троценко
На первый взгляд, сделка совершенно рутинная и логичная. «Новапорту» уже принадлежит 48% барнаульского аэропорта, а после дополнительной эмиссии будет принадлежать 75%. Воздушная гавань получит новый международный терминал стоимостью в 3 млрд рублей, а бюджет Алтайского края – 600-700 млн за проданные акции. Но прокуратуру смутила безальтернативная модель сделки с одним покупателем. По закону надо объявлять торги, да и контрольный пакет после допэмиссии должен оставаться за государством.
Прокуроры предложили краевому правительству оформить с холдингом Троценко концессию. Но эта модель не устроила минтранс, который намерен все-таки сделать допэмиссию акций и продать их уже с публичных торгов. Важно, что кроме «Новапорта» интерес к аэропорту Барнаула никто из крупных инвесторов не проявлял. Тем более, он и так уже в холдинге Троценко. Как и аэропорты Новосибирска, Томска, Кемерова и Улан-Удэ (всего 20 воздушных гаваней по всей стране). Возможно, структуры Олега Дерипаски пытаются заблокировать эту сделку из опасений превращения «Новапорта» в монополию.
Год тому назад структуры Дерипаски и Троценко столкнулись в аэропорту Иркутска. «Новапорт» планировал его модернизировать, но был привлечен правительством Сергея Левченко без конкурса. Связанная с Олегом Дерипаской компания «Аэропорт девелопмент» пожаловалась в ФАС, и сделку отменили. Этой осенью похожая история произошла с аэропортом Благовещенска. Конкурс на реконструкцию выиграли «Аэропорты большой страны» (СП структур Виктора Вексельберга и Романа Троценко), но компания «Красинвест» (связанная с «Базэлом» Олега Дерипаски) через ФАС сумела аннулировать его результаты.
Интересный факт: сотрудники барнаульского аэропорта тоже против его перехода под полный контроль «Новапорта». Опасаются сокращений, и весьма обоснованно. Пассажирский поток из-за пандемии сократился почти в полтора раза. По итогам года воздушная гавань Барнаула должна обслужить всего 350 тысяч человек против 532 тысяч в прошлом году.