Спустя почти сто лет Таймыру снова светит будущее Клондайка. С рудой тут все хорошо – ее добывает целый город Норильск. А вот нефтяные и угольные месторождения разработаны слабо. Да и с инфраструктурой на Крайнем Севере всё так же сложно. Поэтому крупные сырьевики планируют продолжить освоение самого северного полуострова Евразии, и планы (пока только планы) поистине грандиозные

«Роснефть» рассчитывает вложить 8,5 трлн рублей в разработку группы таймырских месторождений «Восток Ойл». Планируемый объем добычи – 100 млн тонн нефти в год и ещё, в перспективе, завод сжиженного природного газа. Черное золото будут вывозить на танкерах по Севморпути. 10% «Восток Ойла» даже может выкупить сингапурский трейдер Trafigura. Если это произойдет, давний партнер «Роснефти» станет паровозом для других иностранных инвесторов, которые присматриваются к Таймыру. Впрочем, низкие цены на нефть, которые пророчат на 2021 год, и труднодоступность месторождений еще могут их отпугнуть. Как и неясность с объемом запасов – вроде в недрах «Восток Ойла» 6 млрд тонн, но это еще не точно.

Ещё более глобальные планы у владельца группы АЕОН миллиардера Романа Троценко – целый Западно-Таймырский промышленный кластер по производству угольных концентратов на базе Сырадасайского каменноугольного месторождения. Инвестиции заявлены в размере 45 млрд руб., озвучено и появление двух тысяч рабочих мест. Продукцию панируется отправлять на экспорт в Юго-Восточную Азию. В проекте кластера и угольный разрез на 5 млн тонн в год, и обогатительная фабрика, и морской терминал, и аэропорт с автодорогой до порта, и жилой городок. И даже угольно-пыльевая станция для очистки выбросов – тема экологии на Таймыре нынче в тренде.

Всё это очень напоминает события первой половины ХХ века, когда создавался Норильский ГМК и развивался Севморпуть. Тогда тоже все очень хорошо начиналось, но потом застряло в вечной мерзлоте и кризисе 90-х. Вряд ли сметчики нефтяных и угольных компаний выезжали на место для точной оценки расходной части своих мега-проектов. А русский Север суров и проглотить инвестиций может куда больше, чем в состоянии подарить его недра.