Эта неделя в Сибири богата на громкие задержания. То сын экс-губернатора Иркутской области Андрей Левченко, то ученый из Томска Александр Луканин. И если с первым задержанным причины более или менее понятны, то со вторым – гостайна, окутанная мраком
Впрочем, как раз доступа к гостайне Александр Луканин не имел. Всё, что он мог знать во время работы старшим техником в томском НИИ ядерной физики, уже давно устарело – он ушел оттуда в 1992 году. Да и занимался он там, по словам друзей, изготовлением усилителей для приема слабых сигналов и их оцифровки. То есть, сугубо прикладными работами.
Вообще, ученым Александра Луканина можно назвать с большой натяжкой. Скорее, он инженер-рационализатор, хороший специалист по высоковольтной электронике. В 90-е годы пытался наладить производство озонаторов и защитить патент. Но в России сделать это не получилось – а вот Южная Корея, где воду обрабатывают озоном и не хлорируют, разработками Луканина заинтересовалась. И там ему удалось защитить международный патент и некоторое время поработать.
После выхода на пенсию Александр Луканин несколько лет проработал в Китае, в Шэньянском университете. Занимался высоковольтными источниками питания, искровым разрушением твердых материалов и смежными темами. Вернулся оттуда в конце 2019 года и собирался обратно, да границы закрыли. И вот ему вроде как предъявили обвинения в передаче российских технологий одной из зарубежных стран. Впрочем, официальных комментариев от ФСБ до сих пор нет.
Конечно, можно предположить, что речь идет о промышленном шпионаже – это китайцы любят. Но очень большой вопрос: какие данные им мог передать Александр Луканин, который в России в последние годы перебивался случайными заработками и в секретных организациях не работал? Хочется верить, что сии тайны прояснятся. Равно как и местонахождение задержанного, которое до сих пор не известно ни его бывшей супруге, ни друзьям. Им даже пришлось заявить о похищении человека в Следственный комитет.