Кейс несостоявшегося импичмента главе Республики Алтай Олегу Хорохордину заслуживает тщательного изучения – это уникальный случай в новейшей российской истории
Импичмент не состоялся по технической причине: одна из 14 депутатов Эл Курултая отозвала свою подпись. Очевидно, что казус искусственный: с депутатшей «поработали» сверху. Возможно, центру придется делать подобное снова, ведь в политических раскладах республики ничего не изменилось.
Многие годы до появления Хорохордина местные кланы, так называемые «большие семьи», изнывали под руководством русских наместников: Волков, Зубакин, Лапшин, Бердников — все они подчеркнуто дистанцировались от погружения в этнический контекст региона. Все это время перед глазами местных элит маячил пример соседней Тувы, где вершина власти была давно и прочно засижена национальными кадрами, а клан Кара-оола набрал такое влияние, что мог сравниться только с некоторыми кавказскими семействами.
Если бы алтайские элиты договорились о едином кандидате, когда Бердников ушел в отставку, у них был бы хороший шанс согласовать его в Москве. Там были не против. Но вместо этого началась грызня – посмотрев на которую, наверху решили действовать по старинке. И прислали свежего русского начальника, до того видевшего Горный Алтай только на спутниковых снимках (Хорохордин работал в системе ГЛОНАСС).
С самого начала новый губернатор столкнулся с итальянской забастовкой. Ему не противодействовали прямо, но не поддерживали ни одну его инициативу. Вокруг него создавался кадровый вакуум — это причина, по которой Хорохордин так и не смог до сих пор сформировать свою команду.
«Большие семьи» хотели доступ к властным ресурсам и распределения полномочий в зависимости от их влияния в регионе. А получали от первого лица только дешевый пиар. Когда стало окончательно ясно, что власти никто из местных не получит — началась подготовка к бунту, успех которого удалось сорвать в последний момент. И угроза импичмента теперь будет висеть над Хорохординым до конца его губернаторского срока.