Протест в кузбасском поселке Черемза, который продолжается почти все лето, это классический пример негативного мультипликатора. Когда для получения прибыли на условный рубль для себя наносят ущерба на миллионы для всех.

Сами по себе ни этот угольный разрез, ни этот поселок не играют никакой значимой роли в экономике или социальной жизни Кузбасса. Разрез — еще одна яма в земле для добычи денег и вывода их в офшоры. Поселок — чуть больше сотни человек, несколько десятков домов. Можно было бы закрыть этот разрез или на деньги разреза переселить поселок — в любом случае для тех людей, которые стоят за Тимуром Франком и «его» разрезом, это копейки. Но ради этих копеек эта группа товарищей пошла на принцип, и теперь либерально-враждебные СМИ, вроде Эха Москвы и МБХ-Медиа, сравнивают Черемзу с Хабаровском и Беларусью. За судьбой поселка теперь следят миллионы оппозиционных глаз, а Кузбасс становится в отчетах АП и спецслужб горячей протестной точкой.

Тимур Франк, конечно, не хозяин ситуации. Он лишь работает ширмой у представителей угольного бизнеса. Раньше делал это для новокузнецкого миллиардера Щукина, теперь для других важных и влиятельных людей. Вряд ли Франк придумал, что из простой и локальной проблемы надо раздуть скандал федерального масштаба. Судя по сериям публикаций в телеграме и СМИ, были наняты бодрые, мотивированные, но безграмотные пиарщики под хороший бюджет. В результате их усилий даже губернатор Цивилев уже начинает для российского общественного мнения ассоциироваться не с Кузбассом, а с Черемзой.

Попытка давить селян силовиками, визиты каких-то спортивных гопников в поселок — все это лишь позорит Кузбасс. На борьбу с жителями Черемзы хозяева разреза «Кузнецкий Южный» уже потратили столько денег, что хватило бы на покупку новых домов всему населению поселка. И, кажется, они не намерены останавливаться. Хотя, если бы действовали разумнее и осторожнее, конфликт давно был бы улажен гораздо более скромной суммой. В конце концов, не первый раз в Кузбассе угольщики наступили на интересы местных жителей. В большинстве случаев всё удавалось решить, не привлекая внимания всей страны.