Правительство России направило правительствам Кипра и Мальты уведомление о денонсации договора об оффшорных зонах. Островитяне против, но никак повлиять на российскую сторону не могут. Денонсация договора начнется уже этой осенью.
К началу 2000-х средиземноморский курортный Кипр стал крупнейшим продавцом каменного угля в мире. При том, что на самом острове его не добывают. Это был уголь российских компаний, прежде всего кузбасских. Естественно, в Средиземноморье для продажи уголь выезжал исключительно на бумаге. Это было частью схемы по уходу от российских налогов. Такой же, как многочисленные перепродажи угля между компаниями одного холдинга по сниженной цене. Настоящую рыночную цену уголь получал только на Кипре.
Кузбасское руководство сначала пыталось убеждать угольщиков не делать так, но реальных рычагов влияния на ситуацию не имело. В итоге все закончилось введением областных квазиналогов. Каждая крупная сырьевая компания, работающая в Кузбассе, заключала с областной администрацией социальное соглашение, по которому обязывалась «за просто так» вкладываться в социалку, строить детские площадки и повышать зарплаты горнякам. Это было выгоднее, чем платить налоги по-настоящему, потому что каждый год можно было договориться на новых условиях, в зависимости от экономической конъюнктуры и политической ситуации.
Теперь наработанная схема ставится под угрозу. Угольщикам придется либо искать новые оффшоры, с которыми наша страна еще не разорвала соглашений. Либо терпеть двойное налогообложение, которое может начаться уже со следующего года. В условиях низких цен на уголь, это может стать еще одним ударом по угольной отрасли и карману владельцев шахт, разрезов и обогатительных фабрик.
Есть еще вариант срочного выхода в кэш: продать угольные активы и уехать на тот же Кипр уже навсегда. Но для этого надо было суетиться раньше. Сейчас продать даже успешное угольное предприятие можно только с большой скидкой. Последним из удачно отделавшихся от угольных активов был экс-владелец Кузбасской топливной компании Игорь Прокудин. Теперь пройти по его стопам можно только себе в убыток.