На «сибирском Чернобыле» сегодня начала работу специальная техника Минобороны РФ. Результатом усилий военных специалистов станет карта ртутного озера, которое залегает в грунте под заброшенным заводом «Усольехимпром» рядом с городом Усолье-Сибирское в Иркутской области. Разведка — это первый этап в долгом процессе обеззараживания 610 гектаров отравленной земли. Изыскания проводятся впервые с 1936 года, когда химический завод начал свою работу.

Прозвище «сибирский Чернобыль» старому заводу дала глава Росприроднадзора Светлана Радионова в прошлогоднем интервью «Известиям». Предприятие за неполный век своей работы произвело миллионы тонн каустической соды, перекиси водорода, ацетилена, эпоксидных смол и другой нужной, но опасной, химии. С 2012 года начался процесс банкротства завода, который завершился в 2017 году. Компании, много лет выкачивавшие прибыль из комбината, просто бросили старые цеха, склады и шламовые отвалы, зараженные ртутью. Довольно быстро было установлено, что тяжелая ртуть все десятилетия работы завода, просачивалась сквозь землю и собиралась в большое озеро, постепенно стекающее в Ангару. Усольская ртуть была обнаружена на дне Ангары и в местной рыбе. По предварительным оценкам, в ртутном озере под комбинатом находится около тысячи тонн жидкого металла. А его испарения регулярно накрывают город Усолье-Сибирское и доходят до Иркутска.

Кроме ртути на заброшенных складах завода находятся и другие опасные вещества. За последние три года в Усолье-Сибирском трижды объявлялся режим ЧС из-за утечек со складов комбината высокотоксичных химикатов.

Одно время завод даже планировали накрыть гигантским саркофагом, аналогичным использованному на ЧАЭС. Но оказалось, что это не решит проблему утечки ртути через почву в Ангару и подземные воды.

Символично, что администрация прежнего губернатора Левченко отказывалась решать проблему «Усольехимпрома», объясняя это тем, что не имеет таких полномочий. (Аналогично Левченко отказывался тушить лесные пожары и разбираться с последствиями наводнения) Новый врио губернатора Игорь Кобзев, напротив, посчитал нужным начать разбор токсичных завалов безотлагательно. Он лично привел на опасную территорию представителей Роспотребнадзора, Минобороны, Росатома и ООО «Русатом Гринвей» — дочерней компании Росатома, которая специализируется на обращении с отходами высших классов опасности. Впрочем, даже примерные сроки ликвидации опасных загрязнений Кобзев называть отказывается. А проекта по ликвидации «сибирского Чернобыля» до сих пор нет — он дважды рассматривался в Росприроднадзоре, но оба варианта были отвергнуты как неэффективные.