В Телеграме возмущаются тем диссонансом, который прозвучал в мерах послабления самоизоляции в Москве. С одной стороны, мэр Собянин разрешил с 1 июня открыть часть сферы услуг, с другой – придумал прогулки москвичей по графику. Мы, конечно, географически далеко от Москвы, но мышление любого чиновника в России устроено везде одинаково. Кратко это выглядит так: «Как бы чего не вышло».

Неопределенность – главный принцип существования бюрократического аппарата. Любое действие или закон надо обставить так, чтобы их можно было интерпретировать в зависимости от ситуации. И обязательно оставлять в растерянности обывателя. В ситуации неопределенности всегда существует люфт для произвола бюрократа.

Ситуация неопределенности – спасение для бюрократа. Всегда можно объяснить вышестоящему начальству, что что-то пошло не так из-за нижестоящих исполнителей, которые не подчиняются бюрократу, а также из-за злой воли обывателя. В случае с Москвой это может выглядеть так. Если подпрыгнет заболеваемость коронавирусом из-за фактической отмены запрета на передвижение – можно списать это на полицию и сотрудников Росгвардии (их руководство не подчиняется мэру), что, дескать, это они не уследили, не выполнили свои обязанности по контролю. В дополнение опять списать все плохое на «шашлычников». Не подпрыгнет – приписать заслугу себе, что это он, гениальный чиновник, все так продумал.

В этом смысле Собянин показывает себя как очень опытный и мудрый чиновник. Чтобы экономика не развалилась совсем, самоизоляцию надо ослаблять не только в Москве, но и других городах. Но если пустить это дело на самотек, можно получить плохие последствия по заболеваемости. Пройти «между струйками» — это настоящее искусство управления.