Регионы не спешат выходить из карантина. Несмотря на заявление президента Путина о завершении режима самоизоляции, возвращение к прежней жизни, и то в ограниченном объеме, продемонстрировали считанные субъекты федерации.

В чем дело? Как мы уже писали, по итогам карантина главным KPI для руководителей регионов станет не эпидемиологическая, а экономическая ситуация. Эпидемия, как мы видим сейчас по всему миру, развивается по собственным законам, мало зависящим от действий властей. Эффективно прошли ее единицы государств, кто очень своевременно, еще в январе ввел жесткие меры. Среди них главные – полная изоляция от внешнего мира, в первую очередь от приезжих из Китая. Это Тайвань, Вьетнам, Южная Корея, Сингапур – страны, хорошо знающие внутренние реалии Китая, и вовремя реагировавшие на первые известия о непонятной болезни в Ухани.
Мы оказались в числе других стран, испивших горькую чашу из-за излишнего доверия к Китаю.

Возвращаясь к экономике. Какой смысл любому из регионов выходить из карантина вперед федерального центра и остального мира – во взаимосвязанной экономике? И тем более без денег из Центра? Кому они продадут свою продукцию, если у потребителей либо нет денег, либо они лишены возможности покупать что-то при закрытой торговле? Если почти все транспортные артерии в стране перекрыты? Если нет туристов? При закрытых внешних границах? Автаркия на уровне отдельно взятого региона – нежизнеспособна.

По привычке, в такой централизованной стране, как Россия, большинство регионов станут ориентироваться на Москву. Как только она начнет по-настоящему выходить из карантина, как только высшие чиновники в полном составе вернутся в рабочие кабинеты из домашней и больничной самоизоляции – все с начнут с них брать пример. Это особенность нашей страны, и ее пока не изменить.