Каждый день теперь экономисты соревнуются в составлении мрачных прогнозов, что ждет нас через месяц-два. Почти все сходятся во мнении, что минимум треть малых и средних предприятий ждет банкротство, а число безработных увеличится на 8 или более миллионов.
Пока меры поддержки экономики в России не превышают 1% ВВП, тогда как у западных и юго-восточных стран эта цифра – от 3% ВВП и выше (в США она 10%). Вероятно, оправданием для такой скаредности правительства РФ служит тот факт, что число заболевших у нас коронавирусом еще не так велико, а почти все крупные города – кроме Москвы – не перешли на жесткий вариант карантина. Более того, десятки регионов постепенно уже выходят из режима самоизоляции и переходят к нормальной экономической деятельности.
Москва – исключение. Эпицентр эпидемии сосредоточен в этом городе (более 50% от числа всех заболевших в стране). Наиболее жесткий карантин в стране – именно тут. И как контраст этой ситуации – в Москве мы пока не видим широкой материальной поддержки наиболее пострадавших секторов экономики и групп граждан. При том, что бюджет и структура его расходов позволяют спокойно изыскать сотни миллиардов рублей на поддержку.
Как мы уже подписали, при выходе из карантинов у глав регионов наверняка главным KPI будет состояние экономики. Вирус это все же стихия, а экономика – явление регулируемое.