Вся страна в начале апреля последовала старинному кузбасскому почину. Но про Кузбасс не вспомнили.
Молитвенные облеты регионов прошли 3 апреля сразу в нескольких субъектах РФ. Взмыл в небо на частном джете казанский митрополит Феофан. Два ярославских епископа поднялись над грешной землей на вертолете. Использовали вертолет МЧС в молитвенных целях во Владимире. Над Москвой в хорошо отделанном Bombardier парил духовник патриарха Кирилла старец Илия. А по земле на бронированном Мерседесе с эскортом объезжал столицу сам российский предстоятель. Все они молились об избавлении от коронавируса.
На этом фоне кузбасские священники, летавшие над областью на чешском L410 Turbolet, выглядят очень скромно. Между тем, идея воздушных крестных ходов (они же молитвенные облеты и воздушные окропления) появилась в Кузбассе и пошла по стране из нашей Кузнецкой земли.
В Кузбассе молитвенные облеты региона начали применять в конце 1990-х годов, по инициативе губернатора Тулеева. Тогда в России так не делал никто — слишком жива еще была в людях атеистическая зараза: между верой и самолетами не видели связи.
Тулеевско-православные облеты посвящались предотвращению весенних паводков и гибели людей в угольных шахтах. Легко заметить, что паводки и аварии эта ритуальная практика не прекратила. Однако кузбасская инициатива пришлась ко двору, ее стали заимствовать другие регионы, вплоть до Москвы.
Корни идеи уходят в придуманные Тулеевым всекузбасские межконфессиональные молебны о предотвращении все тех же бед. Минусом молебнов было то, что духоподъемных фотографий и телесюжетов сделать с них не получалось. Облеты — совсем другое дело: моторы ревут, епитрахили блестят, бороды развеваются. Что еще надо, чтобы дать людям надежду.
Результат стабильный. После объезда патриарха Москва с огромным перехлестом побила рекорд по суточному количеству зараженных коронавирусом. А после окропления Кузбасса святой водой с километровой высоты — в Новокузнецке объявились два новых зараженных. При том, что две недели до этого новых инфицированных в регионе не было. Бог весть, может, как раз священники с самолета этих двоих вычислили — было им знамение в облацех…