Сбылось то, что, предсказывали: в Москве вводится фактически чрезвычайное положение. Ночью в Телеграме было много реактивных постов, к утру же немного улеглось. Теперь можно спокойно проанализировать, что произошло и к чему это приведет.
Юристы уже успели рассмотреть указ мэра Собянина, и он не укладывается в действующие нормы законов и Конституцию. Значит, будут юридически дорабатывать на ходу. Уже минус в карму мэрии.
Второе. Многих поразила неадекватно низкая для Москвы сумма компенсаций за потерю работы во время карантина – 19.500 руб. Это при официальной средней зарплате в городе около 90 тыс. руб. Пособие подозрительно похоже на сумму московской пенсии. Значительная часть москвичей, особенно с детьми и кредитами, не проживет на эти деньги. Правильнее было бы сделать, как в Европе – оставить 60-80% от прежней зарплаты, но не выше определенной суммы. Скажем, не выше 50 тыс. в месяц. В конце концов, москвичи платили соцвзносы на такие случаи форс-мажоров. Еще один минус.
Непонятно, сколько нужно сотрудников силовых ведомств для контроля ЧС. В Европе в аналогичных случаях привлекают армию. Есть расчеты еще из советского времени – 1 военнослужащий на 100 человек населения. Т.е. на Москву понадобится 120 тыс. военнослужащих, или 12 дивизий. Столько вокруг Москвы нет, да и со всей России ни один здравомыслящий министр обороны не даст собрать такое число военных. Это означает оголить стратегические позиции округов. Тоже минус.
Какие спецпропуска и коды? В мэрии представляют себе, как «окольцевать» 12,8 млн. человек (столько официально живет в Москве), сколько это займет времени и сил у бюрократии. А что делать с временной трудовой силой из стран СНГ (преимущественно Средней Азии)? А их минимум 2-2,5 млн. человек. И еще 1-1,5 млн. человек, приезжих из российских регионов. Каков их статус? Тоже минус.
Таких минусов можно насчитать еще с десяток. Плюс же только один – предотвратить массовое заражение коронавирусом. Возможно, в мэрии считают, что этот плюс пересилит все минусы. Но тогда предложенных Собяниным мер все равно недостаточно. Метро, наземный транспорт и вокзалы продолжат работу. А это главные потенциальные очаги заражения.