Кузбасские СМИ обрадовали кемеровчан: 16 февраля горожане дышали воздухом с 18-кратным превышением нормы бензпирена. Якобы. Потому что источник этой информации отсутствует.

Журналисты ссылаются на Роспотребнадзор. Но на кузбасском сайте ведомства нет ни слова о проведенных измерениях воздуха в Кемерове и их результатах. Последняя новость там вообще от 14 февраля — предупреждение о неблагоприятных погодных условиях.

Если проверка действительно проводилась, то стоит удивляться, почему данные замеров были слиты журналистам, причем анонимно, а не опубликованы официально. Раньше за Роспотребнадзором такой смелости не наблюдалось. При старой власти любые результаты сначала показывались в высоких кабинетах большим начальникам, а потом принималось решение, когда, как и где их публиковать. То ли теперь в Кузбассе политическая оттепель (о чем многие говорят), то ли у ведомственных чиновников возникли какие-то свои планы в сфере пиара.

Кемеровчане привычно возмущаются в сторону крупных промышленных предприятий. Но тут есть серьезное «но». Бензпирен — это вещество, которое выделяется при сжигании углеводородного топлива: угля, бензина, солярки, мазута. Много этой дряни выделяется при горении пластика. И даже горящее дерево его выделяет (отсюда регулярные запреты копченых шпрот по превышению содержания бензпирена).

Основным источником бензпирена в городах считаются двигатели внутреннего сгорания. Сейчас в Кемерове насчитывается около 200 тысяч автомобилей. В 2004 году, для сравнения, их было 120 тысяч. Такой прирост не может не влиять на количество выхлопных газов в воздухе.

Кроме того, особенность кузбасских городов — в большом количестве частных домов, отапливаемых углем. В Кемерове, например, обширный частный сектор находится прямо в центре города. И печи там зимой топятся круглые сутки. По градостроительным планам, эта территория давно должна была отойти под нормальную городскую застройку с центральным отоплением. Но мэр города Илья Середюк об осуществлении этих планов молчит. Возможно, ждет чего-то более существенного, чем вонючий газ в воздухе. Например, что-то в конверте.

А в целом, как ни обидно это кемеровчанам осознавать, город становится жертвой неудачного расположения — в котловине рельефа. Из-за этого в безветренную холодную погоду весь наш дым от машин и угля остается с нами.