2020 станет одним из самых тяжёлых в новейшей истории российской угольной промышленности, который во многом определит ее будущее.
Цены продолжают падать, довольно непросто у многих компаний в конце года шли переговоры с госбанками, которые не хотят рисковать средствами при такой конъюнктуре, патриотическая риторика на них не действует. Более-менее социально-ориентированные угольные олигархи уже залезли в свои офшорные кубышки и фактически датируют свои предприятия, сохраняя основной персонал. Речь идет об угольных компаниях первого эшелона.
Сложнее ситуация в компаниях поменьше, которые не содержат государственных лоббистов, не коррумпируют профильных чиновников, не обладают качественными связями в госбанках. «Угольная мелочь» начала всерьез задумываться о сокращениях персонала.
Пока так и не заработала схема продажи российского угля через человека Лукашенко в Украину. «Угольный» кейс — это малая часть большого договора с Белоруссией, который сегодня продолжает буксовать. Многое в нем зависит о решений по нефтянке.
На этом фоне «зеленая» проблема представляется самой лайтовой. Как известно, чиновники Минэка выступают за поэтапное сокращение угледобычи и продвижение альтернативных источников энергии. Модель Австралии их почему-то не вдохновляет, что наводит на подозрение об иностранных агентах в правительстве. Которые, судя по этой ситуации, пока не собираются сбегать.
Есть мнение, что угольное лобби с приходом в отрасль Геннадия Тимченко преодолеет вялые и неподкрепленные ресурсом «зелёные» попытки Минэка. Так что «зелень» — наименьшая из зол.
На фоне катастрофически низких цен на уголь довольно странной выглядит позиция РЖД, которая практически не выполнила решения правительственной комиссии, подписанные президентом, по расшивке направлений поставок угля в страны азиатского региона. При том что угольная промышленность — крупнейший клиент РЖД. Резать курицу, которая несет золотые яйца, довольно необычная компетенция.
Еще несколько лет назад было известно, что Европа для российских угольщиков будет закрыта, нужно развивать Восток, президент стратегию поддержал, но РЖД ведет себя весьма странно.
Между тем, переговоры шли в конце года, угольщиков представлял губернатор Кузбасса Сергей Цивилев, транспортное лобби — Олег Белозеров. Чем они завершились, будем наблюдать в 2020 году.