Кто слил РБК договоренность о поставке российского угля на Украину в обход санкций? Тот случай, когда «кому выгодно?» — самый верный вопрос.
Российский и, в частности, кузбасский уголь шел на Украину до революционных событий 2014 года. Потом начались проблемы, связанные с торговыми ограничениями. Сначала переоформляли документы. Уголь, добытый в Кузбассе, становился официально донбасским и уже в таком качестве ехал в Незалежную. Потом Украина ввела санкции против своих сепаратистских территорий. Тогда воцарилась схема «прерванный транзит». По ней российский уголь направлялся, например, в Эстонию, Белоруссию или Польшу, но в пути что-то происходило и перевозчику приходилось оставить груз на украинской территории. Или даже уголь довозился до условной Польши, там его разворачивали (плохой оказался!), оформляли возврат от лица «польского» покупателя, и «что-то» случалось уже на обратном пути.
Крупные кузбасские предприятия участвовать в этом напрямую отказывались. Но был один особенный в угольной отрасли человек, который взялся за дело и довольно долго организовывал поставки. Это Елена Дробина — женское лицо кузбасского угля и гендиректор ООО «Промугольсервис». Ее предприятие занимается перепродажей кузбасского угля в Европу. Украина была в списке покупателей Дробиной еще до санкций и революций. Осталась и после. За это, как говорят, госпожа Дробина должна благодарить некоего Дмитрия Коваленко (про него даже пишут, что он предоставляет угольным поставкам «крышу» от СБУ).
И тут вдруг белорусские и российские власти решают навести порядок и назначить ответственного за перепродажу российского угля Украине — лукашенковского миллиардера Воробья. Держать в строгом секрете схему и Воробья не планировали — все же легально. Но и светить не собирались. Тут-то и появились на горизонте РБК обиженные вырванными из рук доходами Дробина и Коваленко. Видимо, расчет на то, что может случиться международный скандал, схему с Воробьем отменят, и они опять смогут ловить золотых украинских рыбок в мутной угольной воде.