«Кузбасс мог стать номером один за Уралом, но ему помешал энергоэффективный контракт»
— такую фразу сможет написать историк 31 века, изучающий российское прошлое.
Словосочетание «энергоэффективный контракт» мало что говорит нормальному человеку. Но несколько лет подряд оно постоянно звучало на совещаниях в кузбасских верхах, транслировалось в СМИ. Из новостей прошлых лет легко узнать, что в 2017 году, например, 73 бюджетных учреждения заключили этот самый энергоэффективный контракт.
Тема энергоэффективности вошла в моду в эпоху президентства Дмитрия Медведева. Всем предприятиям было рекомендовано оптимизировать расход электричества и тепла. В Кузбассе мгновенно появились организации, которые стали предлагать услуги такой оптимизации. Но гигантские кузбасские заводы предпочитали оптимизироваться сами или заключать договора с такими же крупными компаниями федерального уровня. Поэтому местные оптимизаторы пошли пастись уровнем ниже.
Детские сады, школы, дома престарелых, интернаты для умственно-отсталых, а также муниципалитеты во всех проявлениях (от зданий мэрий до сетей уличного освещения) — все это остро нуждалось в энергоэффективности. Так утверждали оптимизаторы, которые приходили к заведующим тех же детсадов и рисовали план: тут заменить окна, тут поставить теплонасос, поменять схему электропроводки — сможете экономить 10%! «Ой, как хорошо!» — говорили заведующие: «А сколько же это будет стоить?» Как выяснялось, вот эти самые 10% на протяжении 20 лет, если в рассрочку. Ну или можно сразу несколько миллионов, если при бабле.
И так как областная власть давила на школы, детсады и муниципалитеты энергоэффективностью, контракты заключать приходилось. (Тогда даже уроки в кузбасских школах требовали начинать позже, чтобы экономить на освещении классов по утрам)
Компании, которые выводили дома престарелых на новый невиданный уровень энергоэффективности назывались «Монтажэнергострой», «Теплоэнерго», «Монтажэнергосервис», «Теплоэнергосервис» — без особой фантазии. Общий стиль объяснялся общим хозяином: все они были аффилированы с первым вице-губернатором Максимом Макиным.
Всего в Кузбассе за несколько лет были заключены сотни энергоэффективных контрактов. Большинство — с бюджетными или муниципальными учреждениями и рассрочкой оплаты на 10-15-20 лет.
Когда на Макина завели уголовное дело за махинации с тарифами для «Теплоэнерго», он был вынужден покинуть сначала Кузбасс, а затем страну. Но учрежденные им компании продолжают работать, а энергоэффективные контракты — исправно оплачиваться. И продолжаться это будет десятилетия. Своего рода дань, которую регион платит бывшему начальнику.