Экономика Кузбасса в 2018 году, по данным статистического ведомства, не преподнесла никаких сюрпризов. 25% поступлений в региональный бюджет обеспечили две отрасли — угледобыча и металлургия. Сама по себе цифра значительная, но входит в некоторое противоречие с общественным мнением, которое искренне считает, что Кузбасс держится на угле и металле если не на 100%, то хотя бы на 90%.
Как видим, это далеко не так. Самые крупные и вредные кузбасские производства — шахты, разрезы и меткомбинаты приносят лишь четверть областных доходов, хотя и обеспечивают 58% всех произведенных в Кузбассе товаров.
Еще интереснее выходит, если считать убытки кузбасской экономики. В Кемеровской области в 2018 году доля убыточных предприятий составила 32% (на пару процентов больше, чем в среднем по России). Но 67% всех убытков обеспечили угледобывающие предприятия. Да-да, это означает манипуляции с ценообразованием: уголь продают на бумаге по цепочкам специально созданных фирм, чтобы минимизировать налогообложение. Формально получается, что большинство кузбасских углетрейдеров торгует себе в убыток. Проблема тянется еще с 2000-х годов, и 2018 год решения ее не принес.
Между тем, перед Кузбассом стоит задача кратно увеличить добычу угля в ближайшие годы.