Кузбасс. Итоги 2018
1. К концу 2018 года завершилась самая долгая за всю историю России передача губернаторской власти. Процесс начался еще в 2016 году с арестов заместителей губернатора (по обвинению в попытке рейдерского захвата шахты). Региональная власть заметно пошатнулась. А весной 2017 Тулеев серьезно заболел. Регион, привыкший к жесткому ручному управлению, на несколько месяцев остался без рулевого.
Как только стало ясно, что в главном кабинете Кемеровской областной администрации никого нет, тут же стартовала гонка «преемников». Отметиться в ней успели десятки людей — от недавно уволенного питерского вице-губернатора Игоря Албина и тогдашнего мэра Нижнего Тагила Сергея Носова до безумного новокузнецкого предпринимателя Олега Мальцева. Самого Тулеева в процессе несколько раз похоронили, после чего он вернулся к руководству регионом, назвав своих ближайших сподвижников предателями — за вот это вот все, что устроили в его отсутствие.
Все годы правления Амана Гумировича была очевидной мысль, что на смену ему придет тот, на кого он укажет. Преемник. Нажиму из центра Тулеев противостоял до последнего. Сергей Цивилев приезжал в Кузбасс за полгода до своего назначения заместителем Тулеева — все это время изыскивались способы его не назначать. Когда Цивилева все же продавили сверху на вакантную должность зама по промышленности — бывший хозяин Кузбасса намеревался выскочку по-тихому слить за несколько месяцев. Черным лебедем для Тулеева стала «Зимняя Вишня». Когда сгорели дети, политическая игра в поддавки закончилась.
2. «Зимняя Вишня» оказалась самым большим потрясением для Кузбасса не только за 2018 год, с момента появления Кемеровской области. Регион, где ЧП с десятками и даже сотнями погибших людей случались не раз, оказался совершенно не готов к подобному. Раньше люди здесь массово гибли только в шахтах. И это были взрослые шахтеры, понимающие свой риск. Теперь посреди областной столицы, днем, были заживо сожжены 60 простых обывателей, в основном дети.
Последовавший за трагедией митинг на кемеровской площади Советов, который СМИ окрестили протестной акцией, на самом деле не был протестом. Протесты в Кузбассе выглядят совершенно иначе: гуглите «рельсовые войны» и «Междуреченск 2010» В конце марта 2018 года люди в прямом смысле вышли на площадь кричать от боли. Поэтому никакие разумные слова на них не действовали. И разошлись они только прокричавшись.
Следствие по «Зимней Вишне» идет до сих пор, и конца ему пока не видно. Среди арестованных есть как обычные пожарные, так и генералы МЧС, охранники и чиновники, наемный персонал ТЦ и бизнесмены. Единственное, что удивляет: с какой тщательностью следствие обходит кемеровскую мэрию. Никто из городского руководства под расследование в связи с пожаром в «Зимней Вишне» не попал.
3. Достижение года в Кузбассе — культурный кластер, который построят к 300-летию Кузбасса. Большой комплекс зданий, где разместятся театры, музеи, балетное училище и многое другое. Цена проекта 30 миллиардов рублей. По сути, это такая бюджетная инвестиция в регион.
Источники в Кемеровской мэрии сообщают, что в город уже приезжал Сергей Гараев — гендиректор ООО «Стройгазмонтаж». Это предприятие, основанное братьями-Ротенбергами, построило Крымский мост. Вероятно, основную часть культурного кластера Кузбасса доверят строить им. Центральной власти так проще контролировать расходование крупной суммы, которая в противном случае была бы растащена множеством мелких (на фоне Ротенбергов) кузбасских застройщиков и девелоперов.
4. Провалом года в Кузбассе стало то, о чем не говорят: резкий спад в жилищном строительстве. По сравнению с 2017 годом объемы ввода жилья упали более чем на 40%. Сейчас Кузбасс по этому показателю — один из последних регионов в России.
На самом деле, Кузбасс никогда не вводил того миллиона квадратных метров жилья в год, о котором часто говорили на областном ТВ. Показатели подбирались близко к этой цифре, но до миллиона в итоге округляли (на советском языке это называется «приписка»). Теперь реальность отомстила за все приписки предыдущих лет.