Суд приговорил бывшего губернатора Кузбасса Амана Тулеева к штрафу в 150 тысяч рублей и публичным извинениям. Приговор в силу еще не вступил. Защита «народного губернатора» подала апелляцию, но сам факт такого приговора уникален для России. Иск против Тулеева — о защите чести и достоинства — подал Алексей Шмидт, бывший глава Промышленновского района Кемеровской области.
Формальная сторона дела выглядит так: в 2015 году Шмидт, возглавлявший район около 20 лет, подал в отставку по собственному желанию. Вскоре после этого на публичном мероприятии губернатор Аман Тулеев заявил, что «уволил» Шмитда за воровство, хищения, махинации, жульничество и «какие-то схемы в пользу своей семьи».
Несмотря на громкие обвинения, никакого расследования по «воровству» и прочим грехам Шмидта не последовало. Но сам Шмитд, как видно, обиду затаил. Не рискуя идти против действующего губернатора, он дождался отставки Тулеева и потребовал за свои моральные страдания 750 тысяч рублей. Суд уменьшил сумму до 150 тысяч, но встал на сторону истца.
На самом деле Шмидт стал жертвой внутриаппаратной борьбы в кузбасской администрации. В 2015 году он вступил в конфликт с влиятельным промышленновским предпринимателем. Бизнесмен занимался агробизнесом и был членом облсовета, набирающим влияние в областных верхах. Шмитд видел в нем конкурента собственной власти и поэтому начал выдавливать бизнесмена из района. Тот упирался. В том числе, не шел на уступки по денежным вопросам, выгодным Шмидту.
За предпринимателем стояли заместители губернатора Максим Макин и Алексей Зеленин. За Шмидтом стояла Ольга Елина, бывший вице-губернатор а на тот момент руководитель аппарата облсовета. Отношения между Шмидтом и Елиной были давние и очень близкие: она регулярно заезжала в Промышленновский район в гости к главе.
Обе стороны включили войну компроматов, грязь летела в обе стороны. Но преимущество оказалось на стороне Макина и Зеленина. Шмидту было предложено уйти. Тихий уход «по собственному» — классика кузбасской политики.
А потом Тулеев исполнил любимый простым народом и традиционный для Кузбасса номер: публичную порку проигравшего руководителя. В выражениях Аман Гумирович не стеснялся. Кто тогда мог знать, что унизительная процедура будет отыграна в обратную сторону, да еще через суд? До этого момента Тулеев сам подавал иски о защите своей чести и всегда их выигрывал!
Кстати, после Шмидта главой Промышленновского района стал Денис Ильин — бывший охранник Амана Тулеева. Но это совсем другая история.
Бузотеры считают нужным отметить, что если бы Шмитд сразу возмутился словами Тулеева и подал на него в суд тогда, в 2015 году, он выглядел бы человеком действительно имеющим честь и достоинство. Но дождаться, когда твой обидчик утратит силу и только тогда выступить против него с обидками трехлетней давности — это не честно, не достойно, да и зашкварно как-то.