По итогам сентября антирейтинг самых проблемных городов Кузбасса возглавила Юрга. По большей части это заслуга Юргинского машиностроительного завода (Юрмаш), на котором уже около двух месяцев не платят зарплату почти трем тысячам сотрудников.

Руководит Юрмашем с июля 2017 года Анатолий Лазарев, бывший замгубернатора по ЖКХ. За год его руководства завод встал на грань банкротства и спасается только усилиями областных властей. Если допустить закрытие Юрмаша — это будет социальной катастрофой вроде памятного многим Пикалево. Правда, не факт, что на Юрмаш согласится приехать Путин — разруливать ситуацию.

Юрмаш начал строиться в годы Великой Отечественной войны на основе нескольких эвакуированных в Сибирь заводов. В СССР это было одно из крупнейших машиностроительных предприятий полного цикла — от выплавки металла до выпуска готового горношахтного оборудования. Сейчас завод также остается одним из самых больших промышленных производств России, но влачит жалкое существование. С 2013 года завод сменил пятерых руководителей, до этого не раз менял собственника. Эффективных не нашлось.

Предлагали распилить огромную территорию завода на несколько кусков и продать. (Так же когда-то поступили с заводом Кузбассэлектромотор в Кемерове — теперь на месте крупного предприятия несколько торговых центров) Но региональные власти приняли решение сохранить производство. Были получены договоренности с Министерством обороны о размещении оборонных заказов на Юрмаше. Кузбасских угольщиков уже не первый год ломают через колено, заставляя покупать юргинское горное оборудование. (При прочих равных они бы предпочли китайское) Завод даже внесли в государственный список предприятий, которые нельзя банкротить — как стратегически важное машиностроительное производство.

Но как-то не в коня корм. Завод купается в долгах. И сам должен, и ему должны.

Губернатор Кузбасса Сергей Цивилев поставил перед Анатолием Лазаревым задачу погасить долги по зарплате до 31 октября. И публично об этом отчитаться. Пока ни с каким отчетами Лазарев нигде не выступал. Но время еще есть, Бузотеры будут наблюдать.

Чем все закончится — судить сложно. В свое время, когда начала рушиться власть Тулеева, Юрмаш стал для Лазарева тихой гаванью, где он переждал административную бурю.

Анатолий Анатольевич мог бы действовать решительнее. В конце концов, он преемник Чапаева. Такая была фамилия у предыдущего директора завода.