СУЭК готовит сделку по покупке Кузбасской топливной компании (КТК) угольного олигарха Прокудина. Когда сделка состоится, это будет еще одно эпохальное переворачивание страницы в истории Кемеровской области.
КТК была создана в 2000 году руководством области как ГУП — государственное унитарное предприятие. Возглавил ее Игорь Прокудин, бывший первый заместитель губернатора Кислюка. Говорят, что инициатива создания компании принадлежала именно ему.
В тот период очень актуальным было обеспечение кузбасских котельных и ТЭЦ запасами энергетического угля. Губернатор Кислюк решить проблему не смог: некоторые котельные посреди зимы оставались без топлива. Игорь Прокудин предлагал Кислюку решение, но тому не хватило то ли времени то ли решимости его воплотить.
Прокудин после Кислюка вошел в команду Тулеева и убедил его, что работать с множеством частных поставщиков — дорого, неудобно и не надежно. А вот единый контролируемый поставщик сразу решит проблему надежности и цен. Так была создана КТК на средства областного бюджета. Это была компания-посредник, перекупавшая уголь у тех же частных поставщиков и дававшая свою наценку при продаже угля муниципалитетам.
Уже в 2001 году КТК была акционирована, и Игорь Прокудин стал крупным угольным бизнесменом — фактически за областной счет. Новый мини-олигарх понимал, что посредничество — дело ненадежное, и надо бы компании собственные разрезы, чтобы еще увереннее гарантировать цены и качество угля. При поддержке областных властей разрезы КТК в Беловском районе возникли быстро.
У СУЭК и владеющего ей Мельниченко в угольной энергетике большие интересы. Мельниченко, в частности, принадлежит Сибирская генерирующая компания (СГК) — крупный производитель электроэнергии и тепла в Сибири. Поэтому КТК для него профильный актив. В целом это отражает российскую тенденцию на укрупнение сырьевых и перерабатывающих компаний.
Интересно, что после продажи КТК будет с активами Прокудина в курортном Шерегеше. Ему принадлежит компания «Каскад Курорт», обслуживающая «Сектор А» на шерегешских склонах. Получить прибыль от развития горнолыжного курорта Прокудину так и не удалось. На фоне ожидаемой продажи КТК было бы логично ждать, что и от дорогой туристической игрушки Прокудин тоже избавится, выйдя в кэш и попрощавшись с Кузбассом. Прецеденты есть: не так давно новосибирскому инвестору был продан шерегешский «Сектор Е», который много лет пытался развивать предприниматель Александр Юган. Но у Югана проблемы с долгами и законом, тяжелые времена вынуждают к распродаже активов. Как поступит со своими склонами и подъемниками Прокудин пока можно только гадать.