К нам тут прилетел ворон с письмом из бунтующего Приморья. Читаем вслух.
Скандальная ситуация в Приморском крае — целиком и полностью заслуга действующего состава краевой администрации. И почти год возглавлявшего ее Андрея Тарасенко. В основе ее — провал внутренней политики на региональном уровне.
Особенность Приморского края в огромном разнообразии политических и экономических интересов разных городов и районов. В одном районе зарабатывают на рыбе и Китае, в другом городе на порте и Японии, в третьем околокриминальные группировки пасутся на транзите угля и нефтепродуктов в страны Азии (например, в Северную Корею). И так далее. Задачей губернатора всегда было по отдельности договориться с каждым городом и районом, заручиться поддержкой каждого главы изибирательной комиссии на месте. А у каждого главы ТИКа — опять же свои интересы.
Это в Кузбассе народ может пойти на избирательные участки стройной колонной с песнями и флагами. Приморье больше напоминает помесь казацкой вольницы с пиратской республикой.
Тарасенко пытался применить жесткий подход, без учета местных различий. Действовал в стиле «ваше дело телячье!» Это не получалось с самого начала. Ответственные за внутреннюю политику в крае менялись как перчатки: один не справился — ставим другого. И так до самых выборов.
Избиратели видели с одной стороны жесткого недоговороспособного варяга, с другой — не могли не заметить, что при всей своей суровости он ничего не может взять под контроль.
Другой эпический факап Тарасенко и его команды — полное игнорирование своих соперников.
Андрей Ищенко — темная лошадка, изначально чисто технический кандидат, за которым никто не стоит. Даже в своей КПРФ он никогда не был на заметных позициях, его никто и никогда не собирался двигать от партии серьезно во власть. Но уже за несколько месяцев до первого голосования социология показывала, что потенциал Ищенко быстро растет. И дело не в пенсионной реформе. Ищенко был для людей всего лишь способом нагадить в карман вызывавшему отторжение Тарасенко. Поддержка последнего по линии федерального центра в глазах избирателя ценности не имела. Москву и все, что с ней связано, в Приморье традиционно не любят. Местных жителей оскорбляет их низкий уровень жизни в сравнении со столицей, и они не стесняются давать это понять.
Наконец, Тарасенко не счел нужным просто пойти и договориться с Ищенко. Это нужно было сделать еще до первого тура выборов. А переговоры начались только после второго. И даже в этой ситуации Андрею Ищенко была предложена всего лишь роль замгубернатора — высокопоставленного, но подчиненного чиновника, которого губер может уволить в любой момент.
Возможно, если бы заранее была договоренность о предоставлении Ищенко кресла спикера областного заксобрания — все сложилось бы иначе. Независимая высокая должность более чем удовлетворила бы коммуниста. Он сейчас сам в ужасе от всего происходящего и настаивает на признании результатов выборов, против их повторного проведения. Этот человек не собирался быть губернатором, он хотел лишь свою порцию плюшек за помощь в избрании на краевой трон нужного человека.
Однако позиция ЦИК уже озвучена. Выборы в Приморье будут проведены снова. Причем, Тарасенко в них участвовать, скорее всего, не будет. Или будет. Он пока еще сам не решил и ждет команды.
Для федеральной власти он теперь токсичный актив, и его постараются слить максимально тихо. Расчет будет на новое лицо. Правда, кто этим лицом станет — придется решать в большой спешке, что снова чревато ошибками.
Уже завтра во Владивосток прилетят сразу четыре группы федеральных контролеров — от представителей ФСБ до подчиненных Антона Вайно. Если организаторы первых выборов забыли держать руку на пульсе Приморья, то теперь к региону подключат федеральный кардиомонитор.