«Активно в регионе развивается культура, строятся памятники, украшаются города, регулярно проводятся «тулеевские субботники», которые потом переименовали в «тулеевские пятницы». Это цитата из статьи с сайта областного совета народных депутатов (http://www.sndko.ru/news_event_a/8379.html) Некоторые кузбассовцы уже заметили, как вдруг мало кому памятные, но федеральные телерадиокомпании вдруг стали писать много и хорошо про бывшего кузбасского губернатора. Что ж, журналисты зря писать не станут. Нас же заинтересовали в этом тексте не субботы переименованные в тулеевские пятницы, а культура и памятники.
За последнее десятилетия кузбасские города заметно обросли так называемой городской скульптурой. Тематические композиции из бронзовых сплавов, гипса и дерева украсили площади и улицы, бульвары и проспекты, парки и даже кемеровский сосновый бор. Роднят их два момента. Помимо бесвкусицы. Все их делали малоизвестные скульпторы и за их создание и установку отвечала Лариса Теодоровна Зауэрвайн, начальник областного департамента культуры. Лариса Теодоровна сама находила этих скульпторов и заключала с ними договора.
Работа скульптора, даже бездарного, вещь дорогая. Сначала он создает эскизы и рисунки на бумаге. Если изделие сборное — делает чертежи. Лепит масштабную модель из глины, отливает ее в гипсе. Согласовывает. Вносит изменения. Покупает металл. Готовит оборудование. Делает форму для отливки. Отливает. А потом еще надо доставить, установить, обработать. Даже самая маленькая городская скульптура обходится в сотни тысяч рублей. Особенно если скульптор не вредный и соглашается на откат.
Эмпирический опыт Ларисы Теодоровны показал, что самые невредные скульпторы — самые бездарные. У которых нет других источников доходов, кроме совместного попила с чиновниками.
Каждый раз когда вы встречаете на улице очередное бронзовое чудо, вспомните, что это не только «дар городу от семьи» очередного уволенного губернаторского заместителя, но и памятник самоотверженным усилиям по личному обогащению стареющей административной блондинки.
Для справки: внимательный наблюдатель мог заметить, что кузбасский депкульт остался тихим омутом посреди бушующего моря кузбасской политики. Уходят и приходят медики, транспортники, промышленники и даже губернаторы. А Лариса Теодоровна стоит как монумент. Потому что опыт.