Аман Тулеев дал интервью Марии Халетиной, владелице и корреспонденту телерадиокомпании «ТВМария» из Белова. Мог дать Владимиру Соловьеву из Москвы. Или Андрею Андрееву из Кемерова. Но Соловьева не интересуют сбитые летчики, а Андреев забыл о своем многолетнем покровителе и втирается сейчас в доверие к врио губернатора. Весь Фейсбук Андреева заполнен сюжетами о Цивилеве в стиле 1980-х. О «новом курсе» и «руководстве на местах».
В Белове Мария Халетина ведет свои передачи на фоне собственного портрета. И оказывает населению магические услуги. Приворот/отворот, заговор на деньги, гадание на картах Таро. Берет не так чтобы дорого. Обращайтесь.
Получасовое интервью полно ярких деталей. Вот Аман Гумирович рассказывает, что оставил Кузбасс с полной казной и четвертыми по России финансовыми показателями. При этом средняя зарплата в области на четверть ниже среднероссийской (даже с учетом кузбасского 30%-коэффициента). Средняя продолжительность жизни тоже ниже среднероссийской. Зато показатели по ВИЧ, туберкулезу и производственному травматизму вполне лидерские. Как это совместить с полной казной и показателями Аман Гумирович не объясняет.
«Я построил второй Кузбасс», — говорит Тулеев. Где? — хочется спросить. Первый Кузбасс вымирает все последние 20 лет.
Вот Тулеев сравнивает себя в интервью с Иисусом Христом. Халетина держит покер-фейс, пока старый партиец и криптомусульманин Амангельды рассказывает ей про вход Господень в Иерусалим. «Пальмовые ветки ему под ноги кидали», — говорит Тулеев. «А у нас в Сибири пальмы не растут», — продолжает он. И сравнивает свою отставку с распятием Спасителя. «Ученики разбежались, народ грязью поливает», — вздыхает Тулеев. Неблагодарный достался народ. Не повезло. А может Тулеев просто рассчитывает воскреснуть. Его нынешнюю должность спикера облсовета можно считать частичной политической реинкарнацией.
Тулеев предсказывает повышение цен. Через две недели цены начнут расти — говорит он. С ним цены не росли, а теперь их никто не остановит. Это выпад в сторону Цивилева. Тулееву хочется, чтобы народ сказал: «При старом барине такого не было. Верните нам старого барина». А народ безмолвствует. Ни одного митинга или даже одиночного пикета в поддержку отставного губернатора.
«Говорят, вы поедете в Германию лечиться», — подводит к опасной теме Халетина. «Что вы! В Кузбассе самая лучшая медицина! Если лечиться, то только здесь», — отвечает не моргнув Тулеев. Зритель ждет, когда Халетина полезет под стол за упавшей челюстью. Своей. Не Амана.
Это очень грустное интервью. Интервью в пустоту. На сайте компании «ТВМария» оно набрало за три дня 204 просмотра.
Профессор-политолог Коновалов из КемГУ заявил, что лично говорил с Тулеевым и что тот намерен осенью уйти из политики. Профессор Коновалов давний член кемеровского клуба любителей дегустации виски. Любит американское. Говорит, что тонко чувствует односолодовое. Политика ему дается хуже. Кузбасс не слышал, чтобы прогнозы профессора сбывались. И сам Тулеев в интервью говорит очень обтекаемо, что осенью подумает, уходить или нет. Тулеев мог уйти очень давно. Еще в конце 2000-х, когда были исчерпаны его методы управления. Когда он начал обрастать угольными олигархами (из которых никто не остался с ним). Был бы кузбасским Шаймиевым, давал бы советы с высоты прожитых лет молодым управленцам. Теперь он беседует с Коноваловым и Халетиной, политологом-дегустатором и беловской гадалкой. Умирающий лев издает жалобные звуки. Политические ангелы плачут.